Консультация дня
Вопросы, связанные с размещением электромобилей в закрытых автостоянкахВсе консультации

Вопросы, связанные с размещением электромобилей в закрытых автостоянках

Вопросы, связанные с размещением электромобилей в закрытых автостоянках

Вопрос:

Требования к размещению электромобилей в закрытых автостоянках предусмотрены в СП 506.1311500.2021 "Стоянки автомобилей. Требования пожарной безопасности" который вступает в действие с 1 марта 2022 (СП 506.1311500.2021 включен в перечень нормативных документов к Федеральному закону "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").

1. В соответствии с п.5.9 "Хранение электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей (далее - электромобилей) в том числе с организацией машиномест с оборудованием для их зарядки, допускается осуществлять совместно с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания".

Вопрос:

Так как ограничений по максимальному количеству машино-мест для электромобилей без оборудования или электромобилей с оборудованием для зарядки не установлено, то может хранится любое количество электромобилей?

2. В п.6.1.2 указаны требования к площади помещений, с наличием машиномест с оборудованием для зарядки электромобилей, не более 1200 м. Требования к эвакуации из секции, выделенной противопожарными перегородками 1-го типа, в СП 506.1311500.2021 не установлены.

3. В п.6.12 наряду с требованиями по выделению в секцию площадью не более 1200 м? при наличии машиномест с оборудованием для зарядки электромобилей предусмотрено допущение что при установке не более 10 машиномест с оборудованием для зарядки электромобилей не требуется выделения части здания в пожарную секцию. Вопрос: данное требование надо читать "что если в закрытой автостоянке площадью менее допустимой установленной СП 2.13130.2020, установлено на всей площади не более 10 машино-мест оборудованием для зарядки электромобилей то выделять секции площадью не более 1200 м? не требуется"? как быть если предусмотрены машино-места для электромобилей без оборудования для зарядки электромобилей количеством более 10 машино-мест?

4. При смешанном хранении автомобилей (по п.5.9) расчет категории помещения осуществляется для каждого типа автомобилей, расположенных в данном помещении, или исходя наибольшего количества хранимых автомобилей определенного типа? Нет сведений о количестве выделяемых газов при зарядке электромобилей.

5. На сегодняшний день нет практики и рекомендаций по выбору огнетушащих средств при организации автоматических установок пожаротушения в помещениях автостоянок при хранении в них электромобилей. Нет данных о состоянии аккумуляторов электромобилей при использовании воды в качестве ОТВ. Какой класс пожара в помещениях автостоянок при наличии электромобилей с оборудованием для зарядки электромобилей (ст.8 Технического регламента N 123-ФЗ) - А и С? До 01.03.2022 решения по АУПТ автостоянок с электромобилями принимались в рамках СТУ. Какие ОТВ могут быть рекомендованы для АУПТ закрытых автостоянок с электромобилями?

6. Подраздел 6.11 СП 4.13130.2013 исключен в связи с вступление в силу СП 506.1311500.2021. В связи с этим вопрос: как определять противопожарные разрывы от жилых, общественных и производственных зданий до организованных открытых автостоянок (по аналогии с п.6.11.2 и п.6.11.3 СП 4.13130.2013).

7 В СП 506.1311500.2021 нет решений по применению неизолированных рамп для сообщения между этажами в здании автостоянки открытого типа (по аналогии с 6.11.16 СП 4.13130.2013).

Ответ:

1. Исходя из анализа требований и ограничений, установленных СП 506.1311500.2021 "Стоянки автомобилей. Требования пожарной безопасности", возможно, сделать вывод о том, что данным сводом правил не устанавливаются ограничения по числу машиномест для электромобилей и гибридных автомобилей, в том числе с оборудованием для их зарядки.

2. При организации эвакуации из пожарных секций (организованных согласно п.6.1.2 СП 506.1311500.2021), выгороженных противопожарными перегородками 1-го типа, необходимо учитывать следующее.

Пожарная секция: часть пожарного отсека, выделенная противопожарными преградами в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности (п.22.1 ст.2 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (с изменениями на 30 апреля 2021 года), п.3.4 СП 2.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты").

Помещение - часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями (п.14 ч.2 ст.2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (ред. от 02.07.2013)).

Соответственно, пожарную секцию, выгороженную противопожарными перегородками 1-го типа (EI 45), необходимо рассматривать как самостоятельное помещение класса Ф 5.2 (помещение автостоянки), расположенное на этаже пожарного отсека автостоянки (Ф 5.2).

Требования к организации эвакуации из данного помещения установлены ст.89 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (с изменениями на 30 апреля 2021 года), СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы".

3. Исходя из анализа требований и ограничений, установленных п.6.1.2 СП 506.1311500.2021, возможно, сделать вывод о том, что требования данного пункта распространяются именно на машиноместа с оборудованием для зарядки (на машиноместа без оборудования для зарядки данные требования не распространяются).

Соответственно, на закрытые автостоянки, в которых предусмотрено более 10 машиномест для электромобилей и гибридных автомобилей, но без оборудования для их зарядки, не распространяются требования, установленные п.6.1.2 СП 506.1311500.2021.

4. В соответствии с п.209 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479) (с изменениями на 21 мая 2021 года) в помещениях, под навесами и на открытых площадках для хранения (стоянки) транспорта запрещается подзаряжать аккумуляторы непосредственно на транспортных средствах, за исключением тяговых аккумуляторных батарей электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, не выделяющих при зарядке и эксплуатации горючие газы.

Соответственно, в автостоянке допускается подзаряжать только тяговые аккумуляторные батареи электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, не выделяющих при зарядке и эксплуатации горючие газы.

В соответствии с п.6.1.1 СП 506.1311500.2021 в отношении помещений стоянок различных автомобилей, работающих на бензине и дизельном топливе, гибридных и электромобилей, расчет категорий по взрывопожарной и пожарной опасности следует определять расчетом в соответствии с приложением "Б" СП 12.13130.2009 "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности" (с Изменением N 1).

В соответствии с п.Б.2 приложения "Б" СП 12.13130.2009 (с Изменением N 1) при пожарной нагрузке, включающей в себя различные сочетания (смесь) легковоспламеняющихся, горючих, трудногорючих жидкостей, твердых горючих и трудногорючих веществ и материалов в пределах пожароопасного участка пожарная нагрузка Q, МДж, определяется по формуле Б.1 приложения "Б" СП 12.13130.2009 (с Изменением N 1).

То есть, суммируется вся пожарная нагрузка (все легковоспламеняющиеся, горючие, трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы всех автомобилей, работающих на бензине и дизельном топливе, гибридных и электромобилей) в пределах пожароопасного участка.

5. В настоящий момент СП 506.1311500.2021, СП 485.1311500.2020, СП 486.1311500.2020 не установлены отдельные (специальные) требования к автоматическим установкам пожаротушения (АУП) для автостоянок в которых размещаются гибридные автомобили и электромобили, а также не установлены нормативные требования к огнетушащим веществам для АУП для автостоянок в которых размещаются гибридные автомобили и электромобили.

Соответственно, если здание автостоянки, в которой будут размещаться гибридные автомобили и электромобили, подлежат согласно СП 486.1311500.2020 и СП 506.1311500.2021 оборудованию АУП, то в этом случае потребуется разработка и согласование СТУ по пожарной безопасности в целях обоснования применяемых АУП (ч.2 ст.78 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ).

6. В настоящий момент нормативными документами по пожарной безопасности (перечни утверждены приказом Росстандарта РФ от 14 июля 2020 года N 1190 (с изменениями на 19 апреля 2022 года) и распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2009 года N 304-р (с изменениями на 26 апреля 2022 года)), в том числе СП 506.1311500.2021, СП 4.13130.2013 (с Изменениями N 1, 2) не установлены требования к минимально необходимым противопожарным расстояниям от границ организованных открытых площадок для хранения или парковки автомобилей.

Соответственно, в настоящий момент и вплоть до появления данных требований в нормативных документах по пожарной безопасности, для определения и обоснования минимально необходимых противопожарных расстояний потребуется разработка и согласование СТУ по пожарной безопасности (ч.2 ст.78 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ).

7. В настоящий момент нормативными документами по пожарной безопасности (перечни утверждены приказом Росстандарта РФ от 14 июля 2020 года N 1190 (с изменениями на 19 апреля 2022 года) и распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2009 года N 304-р (с изменениями на 26 апреля 2022 года)), в том числе СП 506.1311500.2021, СП 2.13130.2020, СП 4.13130.2013 (с Изменениями N 1, 2) не установлен порядок устройства неизолированных рамп в автостоянках.

Соответственно, в настоящий момент и вплоть до появления данных требований в нормативных документах по пожарной безопасности, для обоснования возможности устройства неизолированных рамп потребуется разработка и согласование СТУ по пожарной безопасности (ч.2 ст.78 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ).

Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
     Эксперт Белянин Василий Алексеевич

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Техэксперт» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.