+7 (495)730-07-66
Консультация дня
Транспортно-пересадочные узлыВсе консультации

Транспортно-пересадочные узлы

Вопрос:

При проектировании объектов транспортно-пересадочных узлов (основание для проектирования - постановление правительства московской области от 20.03.2014 N 168/9) в задании на проектирование уровень ответственности проектируемых зданий и сооружений определяется как - Повышенный (ссылка на статью 48.1 Градостроительного кодекса РФ и на "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" 348-ФЗ от 30.12.2009).

Вопрос же в следующем: может ли здание обслуживания пассажиров с кассами РЖД, торговыми площадями и пунктами питания относится к повышенной категории?

Уточните, пожалуйста, какие требования предусмотрены нормативной документацией к конструкции здания повышенной категории и его инженерного обеспечения.

Ответ:

В соответствии с требованиями статьи 48.1, п.1, подпункт 7 ГрК РФ, к особо опасным и технически сложным объектам относятся объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, которые, в свою очередь, в соответствии со статьей 4, п.8 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" относятся к повышенному уровню ответственности.

8. К зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.

А проектируемые вами транспортно-пересадочные узлы входят в состав станционных здания, сооружения и устройства (п.250 ГОСТ Р 55056-2012 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения"), которые в свою очередь входят в инфраструктуру железнодорожного транспорта общего пользования (статья 2, пункт 1 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ О железнодорожном транспорте в Российской Федерации).

Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование;

И эти идентификационные признаки, в соответствии с требованиями статьи 4, пункта 11 "Технического регламента о безопасности зданий и сооружений", отражаются в задании на проектирование и в текстовых материалах в составе проектной документации.

11. Идентификационные признаки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, указываются:

  1. застройщиком (заказчиком) - в задании на выполнение инженерных изысканий для строительства здания или сооружения и в задании на проектирование;
  2. лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, - в текстовых материалах в составе проектной документации, передаваемой по окончании строительства на хранение собственнику здания или сооружения.

Кроме того, в соответствии с требованиями п.3.1 и 3.2 ГОСТ 27751-2014 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения" устанавливается класс сооружения, который отражается в задании на проектирование.

3.1 Для каждого сооружения необходимо установить его класс (КС-1, КС-2 или КС-3) в зависимости от его назначения, а также социальных, экологических и экономических последствий их повреждений и разрушений.

3.2 Класс сооружений устанавливается в задании на проектирование генпроектировщиком по согласованию с заказчиком в соответствии с классификацией, по приложению А.

Для зданий и сооружений повышенного уровня ответственности (п. 10.5 ГОСТ 27751-2014) должны предусматриваться научно-техническое сопровождение при проектировании, изготовлении и монтаже конструкций, а также их технический мониторинг при возведении и эксплуатации, что так же должно отражаться в задании на проектирование.

10.5 Для зданий и сооружений класса КС-3, имеющих повышенный уровень ответственности, должны предусматриваться научно-техническое сопровождение при проектировании, изготовлении и монтаже конструкций, а также их технический мониторинг при возведении и эксплуатации.

При этом, требования п.3.1, 3.2 и 10.5 ГОСТ 27751-2014 включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный постановлением Правительства России от 26.12.2014 N 1521 и обязательны к исполнению.

Учитывая, что транспортно-пересадочный узел предполагает массовые нахождение людей (п.Б.6 ГОСТ 27751-2014), то в соответствии с требованиями п.5.2.6 ГОСТ 27751-2014 следует проводить расчет на прогрессирующее обрушение или предусматривать специальные мероприятия, исключающие прогрессирующее обрушение сооружения или его части.

Б.6 Пассажирские терминалы (здания аэровокзалов, ж/д вокзалов, автовокзалов, речных и морских вокзалов) федерального и регионального уровней подчинения и на крупных транспортных узлах; станции метрополитена, здания культовых учреждений.

5.2.6 Расчет на прогрессирующее обрушение проводится для зданий и сооружений класса КС-3, а также зданий и сооружений класса КС-2 с массовым нахождением людей (см. приложение Б). Расчет на прогрессирующее обрушение допускается не проводить, если предусмотрены специальные мероприятия, исключающие прогрессирующее обрушение сооружения или его части.

Поддубная В.Ф.,

эксперт Линии Профессиональной Поддержки в области проектирования и строительства

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Техэксперт: Стройэксперт» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.

Подписаться на рассылку новых консультаций