Консультация дня
Специалист в сфере закупокВсе консультации

Экономист - специалист в сфере закупок

Вопрос:

В штате учреждения есть должность экономист, согласно новым профстандартам такой должности нет.
Надо ли вносить изменения в штатное расписание?
Если да, то для данной должности выбрать должность из профстандарта (например - «специалист в сфере закупок»)?

Экономист имеет удостоверение по дополнительному образованию «Контрактная система, в сфере закупок товаров, работ услуг для государственных и муниципальных нужд».
Согласно профстандартам специалист в сфере закупок должен иметь 5 уровень квалификации.
Необходимо ли направить экономиста на переобучение?

Ответ:

  1. Нет, в данном случае вносить изменения в штатное расписание в части "переименования" должности "Экономист" на должность "Специалист в сфере закупок" не нужно.
    При этом, привлечение экономиста к выполнению функций специалиста по закупкам необходимо осуществлять путем совмещения за доплату.
    Если экономист не будет привлекаться к исполнению обязанностей специалиста по закупкам путем совмещения, в штатном расписании должность "Экономист" необходимо переименовать в должность "Специалист по закупкам".
  2. Решение о необходимости направления экономиста, имеющего удостоверение по дополнительному образованию "Контрактная система, в сфере закупок товаров, работ услуг для государственных и муниципальных нужд" принимается работодателем самостоятельно.

Обоснование:

1. Исходя из Вашего вопроса можно сделать вывод, что работник, занимающий в соответствии со штатным расписанием должность "Экономист", выполняет трудовые обязанности специалиста по закупкам.

Наименование должности (работы) должно соответствовать тому, что содержится в профстандарте по должности, если присутствует хотя бы одно из следующих условий (ст. 57 Трудового кодекса РФ):

  • с выполнением работ по должности связано предоставление дополнительных компенсаций и льгот;
  • для занятия должности присутствуют ограничения.

В профессиональных стандартах в числе прочих сведений содержится информация о наименовании должности (работы) (ст. 195.1 Трудового кодекса РФ, Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 147н "Об утверждении Макета профессионального стандарта").
Следовательно, если работникам предоставляются дополнительные компенсации и льготы, либо присутствуют ограничения для занятия этих должностей, работодатель обязан переименовать должности в соответствии с профстандартом.

По должности "Специалист в сфере закупок", профстандарт по которой утвержден Приказом Минтруда России от 10.09.2015 № 625н:

  • исполнение трудовых обязанностей не предусматривает предоставление дополнительных компенсаций и льгот;
  • ограничения для занятия должности трудовым законодательством РФ не установлены.

Таким образом, необходимость изменять в штатном расписании наименование должности "Экономист" на должность "Специалист в сфере закупок" у работодателя отсутствует.

Вместе с тем, обратите внимание, что должностные обязанности экономиста не предусматривают выполнение обязанностей специалиста по закупкам (Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 21.08.1998 № 37 "Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих").
В этой связи привлечение экономиста учреждения к исполнению должностных обязанностей специалиста по закупкам возможно с согласия работника путем его привлечения к совмещению должностей за доплату (ст. 60.2, 151 Трудового кодекса РФ).

Если для исполнения обязанностей специалиста по закупкам экономист не будет привлекаться путем совмещения за доплату и на экономиста возлагаются только трудовые обязанности специалиста по закупкам, должность "Экономист" необходимо переименовать в штатном расписании на должность "Специалист в сфере закупок". Это позволит работодателю установить обоснованные требования к должностным обязанностям, образованию, квалификации работника.

2. Профстандарт обязателен к применению в части требований к квалификации в случае, если в нормативно-правовом акте (помимо профстандарта, ЕТКС, ЕКС) установлены требования к образованию и стажу работы для занятия должности, профстандарт обязателен в части требований к квалификации (ст. 195.3 Трудового кодекса РФ).
Кроме того, в государственных, муниципальных учреждениях, предприятиях все без исключения профстандарты обязательны в части требований к квалификации (Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584).

Все сотрудники контрактной службы и контрактный управляющий должны иметь либо высшее образование в сфере закупок, либо пройти курсы повышения квалификации (ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").

Поскольку требования к специалисту в сфере закупок установлены Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ и, кроме этого, Ваша организация является государственным бюджетным учреждением, профстандарт "Специалист в сфере закупок", утвержденный Приказом Минтруда России от 10.09.2015 № 625н, обязателен в части требований к квалификации работника, занимающего должность "Экономист" и выполняющего трудовые обязанности специалиста по закупкам.

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (ст. 196 Трудового кодекса РФ).

Согласно п. 12 Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.
Данное положение достаточно подробно разъясняют в своем совместном письме Минэкономразвития России и Минобрнауки России (Письмо Минэкономразвития России от 12.03.2015 № 5594-ЕЕ/Д28и и Письмо Минобрнауки России от 12.03.2015 № АК-553/06 (далее - Методические рекомендации)). Так ведомства рекомендуют устанавливать минимальный срок освоения Программ вне зависимости от используемых технологий обучения не менее 108 часов, за исключением случаев, установленных п. 2.4 Методических рекомендаций.

В п. 2.4 Методических рекомендаций даны рекомендации следующего характера: в случае реализации Программ в целях обучения руководителей организаций-заказчиков минимальный срок обучения по таким Программам может быть снижен до 40 часов.
Согласно все тем же Методическим рекомендациям обучение по Программам желательно реализовывать в очной, очно-заочной форме. При реализации Программ в очно-заочной форме рекомендуется устанавливать очную часть обучения в объеме не менее 40 часов аудиторной работы, за исключением случая, установленного п. 2.4 Методических рекомендаций. Для Программ, предусмотренных п. 2.4 Методических рекомендаций, рекомендуется устанавливать очную часть в объеме не менее 16 часов аудиторной работы.

Таким образом, на основании приведенных выше норм следует отметить, что учебный курс о контрактной системе должен длиться в общей сложности не менее 40 часов для руководителей организаций-заказчиков, и не менее 108 часов для сотрудников контрактной службы. По результатам прохождения обучения должен выдаваться документ установленного образца: удостоверение или диплом.

Как следует из Вашего вопроса, экономист имеет удостоверение по дополнительному образованию «Контрактная система, в сфере закупок товаров, работ услуг для государственных и муниципальных нужд».
Если длительность учебного курса составляет минимум 108 часов, экономист может исполнять трудовые обязанности специалиста по закупкам.
Также необходимо отметить, что частота прохождения курсов повышения квалификации законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок не установлена.
Законодательством не установлен срок действия удостоверения (свидетельства) о повышении квалификации. Следовательно, свидетельство о повышении квалификации по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ действует бессрочно.
Также Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ не установлена периодичность прохождения повышения квалификации в сфере закупок.
Следует отметить, что согласно п. 2.8 Методических рекомендаций обучение в сфере закупок рекомендуется проводить по мере необходимости, но не реже, чем каждые три года для всех категорий обучающихся.
Однако, данные методические рекомендации носят рекомендательный характер и не являются обязательными к применению.

Таким образом, вопрос периодичности прохождения сотрудниками курсов повышения квалификации в сфере закупок решается руководством организации, исходя из потребности и финансовых возможностей.

С дополнительной информацией по вопросу Вы можете ознакомиться в системе "Помощник кадровика: Эксперт" в справочном материале "Разработка должностных инструкций в соответствии с профстандартом. ЕТКС", "Гид. Профстандарты в работе кадровой службы", "Штатное расписание (кадровые аспекты)".

Все нормативные правовые акты, использованные в ответе, Вы сможете найти в системе "Помощник кадровика: Эксперт".

Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Эксперт Акуленко Ольга Владимировна

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник кадровика» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.