Консультация дня
Приезд иностранных сотрудников для выполнения строительно-монтажных работ на территории предприятияВсе консультации

Приезд иностранных сотрудников для выполнения строительно-монтажных работ на территории предприятия

Приезд иностранных сотрудников для выполнения строительно-монтажных работ на территории предприятия

Вопрос:

В октябре 2020 года ожидаем приезд иностранных сотрудников для выполнения строительно-монтажных работ на территории предприятия по договору. Планируем их проживание в фельдшерском здравпункте (по документам является зданием поликлиники). По данному поводу возникает несколько вопросов:

  1. Можем ли мы зарегистрировать иностранцев в миграционной службе как проживающих на территории предприятия?
  2. Какими документами можно доказать, что жилье, которое мы им предложим, является пригодным для проживания, соответствует санитарным нормам (какие документы мы должны предоставить миграционной службе??)?

Здравпункт эксплуатируется, лицензия есть, лицензионную проверку проходили в сентябре 2020 года;

  1. Нужно ли им находится на карантине 14 дней при наличии отрицательного теста на COVID-19?

Ответ:

1, 2. Формально медицинская организация (поликлиника) может поставить на миграционный учет иностранных работников по своему адресу, то есть по адресу работодателя. Единственное условие - иностранцы действительно должны фактически проживать по данному адресу работодателя (регулярно использовать для сна и отдыха). При этом между жилищным и миграционным законодательством образовалось противоречие - по миграционному законодательству допустимо проживание работников в иных, нежели жилых, помещениях, а по жилищному законодательству проживать можно только в жилых помещениях. В таком случае во избежание претензий проверяющих при отсутствии возможности оборудовать на территории организации необходимые места для проживания (общежития, иные временные помещения) от постановки на миграционный учет иностранного работника по адресу компании лучше воздержаться. Унифицированные требования к условиям проживания работников непосредственно на территории работодателя действующим законодательством не установлены.

3. С 15 июля 2020 года обязательная 14-дневная изоляция для иностранцев, въезжающих в Россию, при наличии справки об отсутствии коронавируса отменена.

Обоснование:

1. В силу части 1 статьи 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с Законом N 109-ФЗ или международным договором Российской Федерации.

Так, уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляется в орган миграционного учета по общему правилу принимающей стороной или - в отдельных случаях - непосредственно данным иностранным гражданином (часть 2 названной статьи).

Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации в терминологии Закона N 109-ФЗ - жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания (в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении)) (пункт 4 статьи 2 Закона N 109-ФЗ).

Следовательно, Закон N 109-ФЗ (пункт 4 статьи 2, часть 2 статьи 21) позволяет поставить иностранного сотрудника на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.

Получается, формально медицинская организация (поликлиника) может поставить на учет иностранных работников по своему адресу (адресу здравпункта), то есть по месту работы (адресу работодателя). Единственное условие - иностранцы действительно должны фактически проживать по адресу работодателя (регулярно использовать для сна и отдыха), по крайней мере организация должна иметь возможность доказать это проверяющим. Однако по жилищному законодательству проживать можно только в жилых помещениях, поэтому при отсутствии возможности оборудовать на территории организации (здравпункта) необходимые места для проживания (общежития) от постановки на миграционный учет иностранного работника по адресу компании лучше воздержаться (подробнее см. пункт 2)

2. Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания (часть 1 статьи 22 Закона N 109-ФЗ).

Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания принимающая сторона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета (подпункт "а" пункта 2 части 2 статьи 22 Закона N 109-ФЗ).

Никаких документов, сведений в отношении санитарных условий проживания принимающая сторона в орган миграционного учета не передает, сам Закон N 109-ФЗ не требует, чтобы на этапе постановки на учет принимающая сторона (работодатель) предоставляла какие-либо еще сведения, обосновывала пригодные для проживания иностранных сотрудников условия (например, санитарно-эпидемиологическим заключением или иными подобными документами).

Подтверждает данный вывод и анализ положений Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утв. приказом МВД России от 30.07.2019 N 514. По смыслу положений пунктов 34-36 Регламента к уведомлению о прибытии, представляемому в подразделение по вопросам миграции необходимо приложить (в части помещения, весь перечень прилагаемых документов смотрите в указанных нормах) письмо руководителя организации или иного уполномоченного должностного лица, подпись которого скрепляется печатью организации (при ее наличии), в орган миграционного учета о фактическом проживании иностранного гражданина в помещении данной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.

В Регламенте не указано, что данное письмо должно обосновывать возможность проживания иностранных работников в помещении организации. Однако сказанное не означает, что можно игнорировать обеспечение условий для проживания работников и поселить их в офисных или производственных помещениях.

Целенаправленно порядок предоставления жилья на территории работодателя для работников действующим законодательством не урегулирован. При этом по жилищному законодательству проживать можно именно в жилых помещениях. Работодатель для проживания своих работников может иметь общежития (это специализированные жилые помещения), создавать вахтовые поселки (часть 1 статьи 17, статья 94 Жилищного кодекса РФ, часть 3 статьи 297 Трудового кодекса РФ).

Из вышеизложенного складывается следующий вывод: работодатель может зарегистрировать иностранных специалистов по адресу компании. Однако это возможно только при условии, что они будут фактически проживать на территории работодателя. В свою очередь, предназначено для проживания граждан исключительно жилое помещение.

Тем самым, поставить на учет иностранных сотрудников по адресу организации можно только, если территория организации, где работают иностранные граждане, оснащена специально оборудованными для проживания местами, и иностранные работники действительно в них проживают.

В части обеспечения условий для проживания иностранных работников, привлекаемых работодателем, например, в Московской области работодателям рекомендовано (Распоряжение Мособлтруда от 12.09.2013 N 79-Р): обеспечить жилищное обустройство иностранных работников из расчета не менее 6 (шести) кв.метров жилой площади на одного человека; осуществлять размещение иностранных работников в гостиницах, общежитиях, временных административно-бытовых городках и других специально обустроенных местах компактного проживания; не допускать проживания иностранных работников на территории организации, кроме специально оборудованных помещений, имеющих статус общежития.

Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами (части 2, 3 статьи 94 ЖК РФ).

Таким образом, если на территории работодателя (поликлиники) есть помещения, которые признаны жилыми или пригодными для временного проживания работников (общежития), то в таких помещениях могут проживать приглашенные иностранные работники. Организации следует отдельно стоящее здание (строение) или часть здания (здравпункта) переоборудовать под общежитие - организовать спальные места, свою уборную и т.д. Полагаем, что если организация не имеет пригодного помещения на своей территории, то зарегистрировать сотрудника по своему адресу может оказаться проблематично.

Как указано выше, на стадии постановки на учет документальное подтверждение пригодности помещений для проживания иностранцев закон напрямую не требует (хотя в письме можно отразить данные сведения), однако данный вопрос впоследствии может стать предметом внеплановой выездной проверки соблюдения миграционного законодательства.

И, наконец, повторимся, при отсутствии возможности оборудовать на территории организации необходимые (в том числе временные) места для проживания (общежития) от постановки на миграционный учет иностранного работника по адресу компании лучше воздержаться.

3. В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" (пункт 1) иностранные граждане, прибывающие в РФ, должны иметь при себе медицинский документ (на русском или английском языках), подтверждающий отрицательный результат лабораторного исследования материала на COVID-19 методом полимеразной цепной реакции (ПЦР), отобранного не ранее чем за три календарных дня до прибытия на территорию РФ. Работодатели, в свою очередь, при привлечении к трудовой деятельности иностранных граждан проверяют наличие данного документа (пункт 3).

Соблюдать 14-дневную изоляцию при наличии справки об отсутствии коронавируса не нужно. Соответствующие изменения в Постановление N 7 были внесены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.07.2020 N 18, они начали действовать с 15.07.2020.

Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
     Эксперт Лисицкая Ольга Сергеевна

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник юриста» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.