Консультация дня
Прием отходов I и II класса опасности от физических лицВсе консультации

Прием отходов I и II класса опасности от физических лиц

Прием отходов I и II класса опасности от физических лиц

Вопрос:

Можно ли принимать отходы I и II класса опасности от физических лиц? И как организовать сбор данных отходов в связи с появлением федерального оператора?

Ответ:

В данном случае предприятие может организовать "пункт сбора" отходов I и II класса опасности от физических лиц, но передавать отходы для дальнейшего обращения с ними, в случае отсутствия собственных объектов обезвреживания или утилизации, необходимо федеральному оператору заключив соответствующий договор.

Обоснование:

Прежде всего необходимо отметить, что принимать отходы от физических лиц в целях накопления и последующей передачей специализированным организациям, может любая организация, так как накопление отходов (складирование отходов на срок не более чем 11 месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения) не является лицензируемым видом деятельности в соответствии с п.30 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также потому что действие положений новой системы обращения с отходами I и II класса опасности не распространяется на отходы физических лиц, физические лица не упоминаются в ст.14_1-14_5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ).

Кроме того, Требования при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности (далее - Требования), утвержденные Приказом Минприроды России от 11.06.2021 N 399 вступили в силу 01.03.2022 года. Данные Требования установлены также для следующих групп однородных отходов II класса опасности:

  • "Отходы аккумуляторов и аккумуляторных батарей транспортных средств"
  • "Батареи и аккумуляторы, утратившие потребительские свойства, кроме аккумуляторов для транспортных средств"
  • "Отходы электролитов аккумуляторов и аккумуляторных батарей"

Согласно п.п.7, 25, 86 Требований, граждане имеют право передавать соответствующие отходы следующим лицам:

  • юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по обслуживанию технических и иных устройств, транспортных средств, снабженных батарейками, батареями или аккумуляторами, или осуществляющим оптовую и (или) розничную торговлю батарейками, батареями,  аккумуляторами, аккумуляторными электролитами с целью их накопления и последующей передачи на обработку и (или) утилизацию юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к соответствующим группам однородных отходов при наличии публичной оферты со стороны указанных лиц;
  • юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим прием отходов от граждан с целью их накопления и последующей передачи на обработку и (или) утилизацию юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к соответствующей группе однородных отходов, при наличии публичной оферты со стороны этих лиц;
  • юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к соответствующей группе однородных отходов, осуществляющим сбор отходов от граждан на условиях публичного договора.

Кроме добровольного порядка приема соответствующих отходов от физических лиц, в части организации приема отходов осветительных устройств и электрических ламп, содержащих в своем составе ртуть и (или) ее соединения (ртутьсодержащих ламп) у определенных организаций возникают и соответствующие обязанности.

Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее - Правила), утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 N 2314.

Места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, определяются указанными лицами или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании заключенного договора управления многоквартирным домом или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, которые организуют такие места накопления в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов, в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества и уведомляют о таких местах накопления оператора на основании договора об обращении с отходами (п.4 Правил).

Органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления в многоквартирном доме не представляется возможной в силу отсутствия помещений для организации мест накопления, а также информирование потребителей о расположении таких мест (п.5 Правил).

Отдельно надо отметить, что механизм исполнения данных требований пока неясен, так как вопросы использования общего имущества должны решаться на общем собрании дома и управляющим компаниям надо каким-то образом убедить жителей обеспечить необходимый кворум и проголосовать "за", особенно учитывая, что создание таких отдельных мест накопления и соответственно дальнейшее накопление таких отходов на прямую связано с организацией их передачи федеральному оператору по соответствующим тарифам.

Еще менее понятно на основании чего и за чей счет будут организовывать места накопления и удаление таких отходов органы местного самоуправления (к тому же о них так же не идет речи в  ст.14_1-14_5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ. Данный вопрос частично разрешается через определение, данное твердым коммунальным отходам (далее - ТКО), что это прежде всего отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, т.е. в данном случае отходы ламп, образовавшиеся у физических лиц, имеют такую же правовую природу как  ТКО и далее в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ и ст.14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления участвуют в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Также п.8 ст.14_4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ предусматривает, что федеральный оператор осуществляет прием отходов I и II классов опасности, входящих в состав ТКО, от регионального оператора по обращению с ТКО на основании договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, заключение которого для федерального оператора является обязательным.

Опять же действующие нормативно правовые акты в том числе регулирующие обращение с ТКО не определяют за чей счет будут передаваться данные отходы региональными операторами федеральному оператору.

Вместе с тем Решением Верховного Суда РФ от 23 марта 2022 N АКПИ22-5 пункт 5 Правил в части осветительных устройств, электрических ламп признан не противоречащим действующему законодательству.

В любом случае принимаемые отходы подлежат учету в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденному Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1028, как принятые от физических лиц. Для надлежащего оформления приема данных отходов соответственно будет необходим какой-то формализующий документ, например, публичная оферта, приказ, положение о приеме соответствующих отходов.

При этом стоит отметить, что в настоящее время отражение данных о принимаемых от физических лиц отходов в федеральной государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности в целях дальнейшей передачи их федеральному оператору не предусмотрено, так как действующее Положение о федеральной государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 18.10.2019 N 1346, не предусматривает отражение в ней отходов, принятых от физических лиц, поэтому либо придется в частном порядке решать этот вопрос, пока его не решат на федеральном уровне, либо отражать эти принимаемы отходы как свои, что влечет риск предоставления недостоверных сведений, особенно для организаций, осуществляющих деятельность на объектах негативного воздействия I и II категории.

Чтобы минимизировать связанные с этим риски, но реализовывать экологически значимые акции, заинтересованные организации могут привлечь стороннюю организацию с соответствующей лицензией на обращение с отходами, выделить ей в безвозмездную аренду часть помещения, где она сможет установить свой "экобокс" для приема соответствующих отходов и компенсировать ей услуги по организации соответствующей экологической акции. При этом необходимо прописать в договоре, что соответствующая организация обязуется обеспечить надлежащее обращение с принятыми в "экобокс" отходами, в том числе извлечение их из "экобокса", учет, отражение в соответствующей отчетной документации и передачу федеральному оператору с периодичностью не реже одного раза в 11 месяцев, а если бокс не герметичный, то раз в 6 месяцев, чтобы соблюсти санитарные требования и избежать необходимости проведения контроля концентрации вредных веществ в воздухе закрытых помещений (п.224 СанПиН 2.1.3684-21).  

При организации мест накопления данных отходов следует также учесть соответствующие Требования.

Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
     Эксперт Бирюкова Надежда Валерьевна

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Техэксперт» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.