Консультация дня
Повторное назначение административного наказанияВсе консультации

Повторное назначение административного наказания в виде предупреждения за административные правонарушения в области строительства

Вопрос:

Необходимо получить консультацию по административному производству, в части: при назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в области строительства - возможно ли назначить вновь "предупреждение", или необходимо учитывать совершенные ранее административные правонарушения вне зависимости от времени их совершения и вступления в законную силу, а также если они погашены (за истечением годичного срока привлечения и оплаты штрафа)?

Ответ:

Предупреждение не может быть назначено лицу до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предыдущего административного наказания либо в случае систематического нарушения законодательства об административных правонарушениях. Если административное правонарушение совершенно после истечения данного периода, можно считать правонарушение впервые совершенным.

Дополнительно отметим, что суды редко назначают наказание в виде предупреждения за административные правонарушения в строительстве, поскольку в отсутствие совокупности всех обстоятельств, перечисленных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, возможность назначения предупреждения или замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается. В частности, правонарушения, допущенные в сфере строительства признаются, как правило, угрожающими охраняемым общественным отношениям в сфере строительства капитальных объектов, влекущими возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.

Обоснование:

В силу части 1 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

На основании части 2 названной статьи предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Кроме того, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ (часть 3 статьи 3.4 КоАП РФ).

Например, предупреждение в виде санкции прямо предусмотрено за нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий) (часть 1 статьи 9.4 КоАП РФ).

А вот в случае строительства, реконструкции объектов капитального строительства без разрешения на строительство (часть 1 статьи 9.5 КоАП РФ) о замене административного штрафа на предупреждение придется ходатайствовать.

Однако, во-первых, следует признать, что суды неохотно применяют наказание в виде предупреждения за административные правонарушения в области строительства. Причина тому, как правило - отсутствие обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ. Дело в том, что строительная и иная, связанная с нею деятельность юридических лиц связана с повышенной опасностью для окружающих (пункт 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Принимая во внимание, что допущенные организациями и предпринимателями правонарушения (реконструкция здания без соответствующего разрешения - часть 1 статьи 9.5 КоАП РФ) могут причинить существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере строительства капитальных объектов, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (Постановление от 18.02.2019 N Ф04-6919/2018 по делу N А03-11556/2018) и Арбитражный суд Уральского округа (Постановление от 11.04.2019 N Ф09-854/19 по делу N А60-14019/2018) пришли к выводу об отсутствии в рассматриваемых случаях совокупности условий, необходимых для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ.

По обстоятельствам спора, рассмотренного Третьим арбитражным апелляционным судом (Постановление от 19.11.2014 по делу N А33-11446/2014), вменяемая административным органом норма части 1 статьи 9.4 КоАП содержит санкцию в виде предупреждения. Однако исходя из материалов дела, при строительстве объекта обществом не обеспечено ограждение строительной площадки и опасных зон работ, что указывает на возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей и, по мнению суда, исключает применение санкции в виде предупреждения.

Осуществление строительства с нарушением проекта представляет угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, оснований для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ, не имеется (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2019 N 09АП-19183/2019 по делу N А40-299094/18).

Совершенное административное правонарушение (квалифицированное по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ) влечет возникновение угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера, угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а, следовательно, предупреждение за его совершение назначено быть не может (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2017 N 10АП-8860/2017 по делу N А41-4684/17).

Но есть и редкие противоположные решения, когда суд заменял санкцию в виде штрафа на предупреждение, например, по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2017 N 13АП-10863/2017 по делу N А21-492/2017).

Во-вторых, в части возможности повторного назначения наказания в виде предупреждения (если ранее лицо уже привлекалось к ответственности за однородное или другое правонарушение) отметим следующее.

Нормы действующего законодательства не устанавливают понятия впервые совершенного правонарушения.

Суды считают, что при решении вопроса о том, совершено ли правонарушение впервые или нет, следует руководствоваться определением повторности, которое закреплено в статье 4.3 КоАП РФ.

Для признания однородного нарушения повторным оно должно быть совершено в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию (статья 4.3. КоАП РФ). Правонарушитель считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о его назначении до истечения одного года со дня окончания исполнения такого постановления (статья 4.6. КоАП РФ).

Отметим, что согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации (Обзор судебной практики N 4 (2018), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018) при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.

То есть предупреждение не может быть назначено лицу до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предыдущего административного наказания (за любое, не только однородное административное правонарушение) либо в случае систематического нарушения законодательства об административных правонарушениях.

Соответственно, если год истек, есть основания считать правонарушение совершенным впервые.

Например, по обстоятельствам спора (Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2017 N 19АП-4704/2017 по делу N А48-8047/2016) довод заявителя (общества) о том, что в данном случае можно заменить административное наказание подлежало замене на предупреждение, был отклонен ввиду того, что общество ранее уже привлекалось к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения, при этом один год, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ, не истек.

Положения части 2 статьи 3.4 КоАП РФ надлежит понимать таким образом, что предупреждение не может быть назначено лицу, находящемуся в состоянии административной наказанности, т.е. до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предыдущего административного наказания, либо в случае грубого и систематического нарушения законодательства об административных правонарушениях, либо если субъективная сторона административного правонарушения, совершенного физическим лицом, характеризуется умышленной формой вины, а также при наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2015 N 13АП-4759/2015 по делу N А56-72201/2014).

Лицо нельзя признать впервые совершившим правонарушение, если правонарушение совершено в период до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2018 N 08АП-14131/2017 по делу N А70-10606/2017).

Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Эксперт Лисицкая Ольга Сергеевна

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник юриста» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.