Консультация дня
Последние изменения в экологическом законодательствеВсе консультации

Последние изменения в экологическом законодательстве

Последние изменения в экологическом законодательстве

Вопрос:

Не могли бы вы ознакомить с изменениями в экологическом законодательстве, с краткой характеристикой изменений?

Ответ:

Изменения и нововведения (актуализация, обновления НПА) в области охраны окружающей среды и обращения с отходами, введенные с нового года, многочисленны и разнообразны. Вот основные из них.

Обоснование:

  1. Утверждение нового порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы. Вместо приказа Минприроды России от 09.01.2017 N 3 с 15.01.2021 действует приказ Минприроды России от 10.12.2020 N 1043. Новым требованием является приложение к декларации копий договоров на размещение отходов и журналов учета движения отходов за отчетный период. Также впервые введена норма о возможности в ходе проверки декларации территориальными органами Росприроднадзора запроса документов, подтверждающих правильность исчисления платежной базы. Кроме того, скорректирован срок представления уточненной декларации о плате. Установлено, что плательщики могут выбрать один из трех способов расчета размера авансовых платежей (Информация Минприроды России: "Минприроды России утвердило Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду").
  2. Актуализация критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий. Вместо постановления Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 с 01.01.2021 действует постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398.
  3. Обновление порядка разработки нормативов выбросов и вредных физических воздействий на атмосферный воздух. Вместо постановления Правительства РФ от 02.03.2000 N 183 с 01.01.2021 действует постановление Правительства РФ от 09.12.2020 N 2055, устанавливающее порядок разработки (расчета) и утверждения нормативов допустимых выбросов для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определяемый в зависимости от их категории. Нормативы допустимых выбросов разрабатываются (рассчитываются) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и/или иную деятельность на объектах I, II и III категорий. Для объектов IV категории нормативы допустимых выбросов не рассчитываются.
  4. Введение нового порядка организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ. С 01.01.2021 вместо постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1189 действует постановление Правительства РФ от 30.12.2020 N 2366, утвердившее новый порядок. По сравнению с ранее действующими новые правила устанавливают также порядок проведения комплексных учений по подтверждению готовности организации, осуществляющей эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов; порядок выдачи заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
  5. Введение нового Положения о проведении государственной экологической экспертизы (утв. постановлением Правительства РФ от 07.11.2020 N 1796). Постановление Правительства РФ от 11.06.96 N 698 с 01.01.2021 утратило силу. Материалы можно предоставлять в печатном либо в электронном виде. Скорректированы сроки проведения государственной экологической экспертизы - он не должен превышать 2 месяца (ранее - 4) и может быть продлен на 1 месяц по заявлению заказчика
  6. Обновление с 1 января 2021 года для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, а также на объектах II категории, порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (приказ Минприроды России от 08.12.2020 N 1029). Приказ Минприроды России от 25.02.2010 N 50 утратил силу. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются комплексным экологическим разрешением, выдаваемым территориальными органами Росприроднадзора, на период действия такого разрешения и могут продлеваться на тот же срок в случае продления разрешения.
  7. Введение новых методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (приказ Минприроды России от 07.12.2020 N 1021). Аналогичный приказ Минприроды России от 05.08.2014 N 349 утратил силу с 1 января 2021 года.
  8. Актуализация порядка лицензирования деятельности в области обращения с отходами (постановление Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290). Прежнее постановление Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 с 01.01.2021 утратило силу. Теперь требования к соискателям и лицензиатам упорядочены (дифференцированы) по видам обращения с отходами (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение); особенности лицензионного контроля отражены не только отсылочно, но и непосредственно в положении о лицензировании.
  9. Обновление порядка подтверждения отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности. Вместо приказа Минприроды России от 05.12.2014 N 541 с 01.01.2021 начал действовать приказ Минприроды России от 08.12.2020 N 1027. Он не распространяется на вещества, разрушающие озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства) (ранее это не предусматривалось).
  10. Введение нового порядка паспортизации отходов I-IV классов опасности. Приказ Минприроды России от 08.12.2020 N 1026 с 01.01.2021 заменил постановление Правительства РФ от 16.08.2013 N 712. Он тоже не распространяется на отношения в области обращения в том числе с веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства). Предусмотрены основания и порядок переоформления паспортов. Утверждены как типовая форма паспорта отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, так и паспорта отходов, не включенных в ФККО.

Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
     Эксперт Лисицкая Ольга Сергеевна

 

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник юриста» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.