Консультация дня
Порядок выкупа государственными органами субъектов РФ для государственных музеев предметов экспозицииВсе консультации

Порядок выкупа государственными органами субъектов РФ для государственных музеев предметов экспозиции, не включенных в состав Музейного фонда РФ

Порядок выкупа государственными органами субъектов РФ для государственных музеев предметов экспозиции, не включенных в состав Музейного фонда РФ

Вопрос:

Необходимо знать порядок (процедуру) выкупа государственными органами субъектов РФ для государственных музеев предметов экспозиции, не включенных в состав Музейного фонда РФ (ни в государственную, ни в негосударственную его часть).

Применимы ли в данном случае Правила приобретения или выкупа государством музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, утвержденные Правительством РФ от 09.06.2017 N 692, и если да - то какие особенности процедуры выкупа нужно соблюдать в отношении закупаемых объектов, не включенных в Музейный фонд РФ?

Ответ:

По условиям вопроса речь идет об отчуждении предметов (экспонатов), не включенных в состав Музейного фонда РФ (в том числе в состав его негосударственной части). Поэтому правовых оснований распространять утвержденные постановлением Правительства РФ от 09.06.2017 N 692 Правила приобретения или выкупа государством музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, на такую ситуацию (сделку) не имеется.

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" позволяет провести заказчику неконкурентную закупку культурных ценностей, предназначенных для пополнения Музейного фонда Российской Федерации.

Обоснование:

Музейный фонд Российской Федерации - совокупность подлежащих государственному учету и постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается с соблюдением ограничений, установленных Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (статья 3 Закона N 54-ФЗ).

Музейный фонд Российской Федерации состоит из государственной части Музейного фонда Российской Федерации и негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации (часть 2 статьи 5 Закона N 54-ФЗ).

Утвержденные постановлением Правительства РФ от 09.06.2017 N 692 Правила приобретения или выкупа государством музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, применяются при совершении сделок с музейными предметами и музейными коллекциями, включенными в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации (статья 25 Закона N 54-ФЗ). Именно при отчуждении таких музейных предметов и музейных коллекций (включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации) государство имеет преимущественное право приобретения указанных музейных предметов и музейных коллекций (часть 2 статьи 25, пункт 1 Правил N 692).

В рассматриваемой же ситуации речь идет об отчуждении предметов (экспонатов), не включенных в состав Музейного фонда РФ (в том числе в состав его негосударственной части). Поэтому правовых оснований распространять Правила N 692 на такую ситуацию (сделку) не имеется.

Каких-либо специального нормативного правового регулирования и разъяснений законодательства по рассматриваемому вопросу не обнаружено. Поэтому, полагаем, следует исходить из принятых способов планируемой передачи - купля-продажа, дарение, пожертвование, безвозмездная передача.

Если речь идет об отчуждении (возмездной передаче в собственность), то необходимо учитывать следующее.

В целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления создаются казенные учреждения (статья 6 Бюджетного кодекса РФ).

В пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств учреждение как заказчик заключает государственные (муниципальные) контракты от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (пункт 5 статьи 161 БК РФ, пункты 5, 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").

Соответственно, казенное учреждение, обязанное соблюдать положения Закона N 44-ФЗ,при осуществлении закупок, учитывает особенности его применения.

Так, пункт 10 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ при поставке культурных ценностей (в том числе музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение), предназначенных для пополнения Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда, кино-, фотофонда и аналогичных фондов, позволяет осуществить неконкурентную закупку - у единственного поставщика.

При этом наличие специальной нормы в пункте 10 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ не означает обязанность заказчика осуществлять закупку культурных ценностей (в том числе музейных предметов и музейных коллекций), предназначенных для пополнения Музейного фонда, исключительно в соответствии с данным пунктом.

Таким образом, закупка соответствующих культурных ценностей может осуществляться заказчиком на основании пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ с учетом ограничений по цене заключаемых контрактов и годовому объему закупок, предусмотренных указанными пунктами (Письмо Минэкономразвития России от 18.07.2016 N Д28и-1830).

Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
     Эксперт Лисицкая Ольга Сергеевна

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник юриста» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.