Консультация дня
Оспаривание акта осмотра ИПУВсе консультации

Оспаривание акта осмотра ИПУ управляющей компанией

Вопрос:

Правомерно ли выполнение доначисления по оплате услуг холодного и горячего водоснабжения со стороны управляющей компании в следующей ситуации: индивидуальные приборы учета потребителя (собственника жилья) не имеют пломб, паспортов, а межповерочный интервал истек, акт ввода в эксплуатацию отсутствует. Однако в акте осмотра ИПУ представитель управляющей компании отражает другое: приборы исправны, опломбированы, поверены и на основании этого акта производится доначисление по тарифу, а не расчет по нормативу. Как доказать фальсификацию фактов?

Ответ:

В связи с истечением срока межповерочного интервала индивидуальный прибор учета не может быть использован в расчетах, а плата за потребленную услугу подлежит начислению с учетом норматива.

На действия исполнителя (управляющей компании) можно направить жалобу в территориальный орган государственного жилищного надзора - в части применения представителем компании способа расчета, который не может быть использован в случае, если приборы учета вышли из строя и не введены в эксплуатацию.

Обоснование:

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (пункты 80, 81), предусмотрено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

При этом исполнитель осуществляет расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

В соответствии с подпунктом "у" пункта 31 Правил N 354 исполнитель осуществляет по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступает к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

Согласно подпункту "д" пункта 81.12 Правил N 354 прибор учета считается вышедшим из строя в случаях истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

Согласно пункту 81.14 Правил N 354 ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81-81(9) Правил N 354.

Тем самым, исполнитель приступает к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний только введенного надлежащим образом в эксплуатацию прибора учета. Показания прибора учета, не введенного в эксплуатацию в надлежащем порядке (пункты 81-81.9 Правил N 354), или вышедшего из строя (межповерочный интервал истек) и не введенного в эксплуатацию после очередной поверки, к использованию в расчетах размера платы применены быть не могут.

В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

При истечении срока межповерочного интервала индивидуальных приборов учета необходимо применять расчетное начисление. Если индивидуальные приборы учета, установленные у граждан, вышли из строя в связи с истечением их межповерочного интервала, то расчет объема услуги по индивидуальным приборам учета не соответствует нормативно установленному регулированию (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 09.10.2018 N Ф06-37407/2018 по делу N А12-33670/2017).

При отсутствии приборов учета размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. По истечении установленного изготовителем срока поверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета, поэтому расчет платы в таких случаях рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 09.04.2019 по делу N 33-3928/2019).

В связи с истечением срока межповерочного интервала индивидуальный прибор учета электроэнергии не мог быть использован в расчетах, при этом плата за потребленную электроэнергию подлежала начислению с учетом норматива (Апелляционное определение Архангельского областного суда от 05.12.2018 по делу N 33-7485/2018).

Действия управляющей организации по начислению платы за водоснабжение и водоотведение, которая рассчитана исходя из установленных нормативов, соответствуют требованиям закона, поскольку являются следствием истечения межповерочного интервала поверки приборов учета (Апелляционное определение Московского городского суда от 04.12.2018 по делу N 33-53121/2018).

Тем самым, по истечении установленного изготовителем срока поверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться поверенными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета (выход его из строя), поэтому расчет платы в таких случаях рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, что соответствует положениям части 1 статьи 157 ЖК РФ.

В силу пункта 161 Правил N 354 государственный контроль (надзор) за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 ЖК РФ. Такими органами являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор.

Если представители УК не реагируют на заявление собственника помещения о фальсификации акта осмотра, о неверном расчете платы за коммунальные услуги, собственник вправе обратиться в уполномоченный территориальный орган: на действия исполнителя (УК) можно направить жалобу - в части применения УК способа расчета платы, который не может быть использован в случае, если приборы учета вышли из строя и не введены в эксплуатацию.

Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Эксперт Лисицкая Ольга Сергеевна

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Техэксперт: Стройэксперт» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.