Консультация дня
Может ли исполнитель в одностороннем порядке прекратить прием сточных вод для очистки Все консультации

Может ли исполнитель в одностороннем порядке прекратить прием сточных вод для очистки

Может ли исполнитель в одностороннем порядке прекратить прием сточных вод для очистки

Вопрос: 

У нашей организации с ТЭЦ есть договор, по которому мы у них принимаем стоки для очистки на наших очистных сооружениях. Других очистных сооружений в непосредственной близости нет. Цена на очистку стоков определена по установленному регулирующим органом тарифу. 

Является ли данный договор регулируемым по линии ФАС, может ли мы без согласия ТЭЦ прекратить прием стоков? Если можем, то каков законодательный регламент прекращения? 

Ответ: 

Государственный контроль (надзор) в отношении регулирования тарифов в сфере водоотведения осуществляется как Федеральной антимонопольной службой России, так и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов). 

Односторонний отказ организации, осуществляющей водоотведение, от исполнения обязательств по договору водоотведения, допустим по основаниям, прямо установленным Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Порядок реализации права на отказ детализирован Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644. 

Обоснование: 

Водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения (пункты 2, 28 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"). 

Оплата услуг по договору водоотведения осуществляется в соответствии с тарифами на водоотведение (часть 6 статьи 14 Закона N 416-ФЗ). 

Несмотря на то, что Закон N 416-ФЗ не предусматривает такого понятия, как "тариф на очистку сточных вод", очистка сточных вод относится к регулируемым видам деятельности. 

Водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод относятся к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения (пункт 1 части 7 статьи 31 Закона N 416-ФЗ). 

Тариф на водоотведение (а, следовательно, в его составе на очистку сточных вод) подлежит регулированию (пункт 1 части 8 статьи 31 Закона N 416-ФЗ). 

После определения органами местного самоуправления поселений и (или) городских округов гарантирующей организации в сфере водоотведения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает тарифы на водоотведение не только для гарантирующей организации, но и для иных регулируемых организаций - тарифы на транспортировку сточных вод, тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения, а также тарифы на водоотведение в случае, если регулируемая организация осуществляет очистку сточных вод и (или) обращение с осадком сточных вод (пункт 6 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406). 

Государственный контроль (надзор) в отношении регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется как Федеральной антимонопольной службой, так и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (подпункт "е" пункта 3, пункт 4 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утв. постановлением Правительства РФ от 27.06.2013 N 543). 

Основания временного прекращения или ограничения водоотведения и последующего отказа от исполнения обязательств по договору водоснабжения и (или) водоотведения прямо установлены статье 21 Закона N 416-ФЗ. 

По смыслу положений части 6, 7 данной статьи организация, осуществляющая водоотведение, вправе отказаться от исполнения договора водоотведения в одностороннем порядке в случае: 

  • неоднократного грубого превышения нормативов состава сточных вод или неоднократного грубого превышения требований к составу и свойствам сточных вод; 
  • если в течение 60 дней со дня прекращения или ограничения водоотведения по причинам, предусмотренным пунктом 5 части 1, пунктами 4, 8 и 9 части 3 рассматриваемой статьи, абонент не устранил указанных причин (например, если не оплатил задолженность за два и более расчетных периода). 

Безосновательный, немотивированный односторонний отказ организации, осуществляющей водоотведение, от исполнения обязательств по договору водоотведения, как видим, недопустим. 

Порядок прекращения, ограничения водоотведения, отказа от исполнения договора водоотведения, порядок уведомления абонентов, органов местного самоуправления, территориальных органов федерального органа исполнительной власти о прекращении, об ограничении или отказе от исполнения договора, а также категории абонентов, в отношении которых прекращение и ограничение водоотведения запрещены, установлены пунктами 60-75 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (часть 9 статьи 21 Закона N 416-ФЗ). 

Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт" 
     Эксперт Лисицкая Ольга Сергеевна 

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник юриста» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.