+7 (495)730-07-66
Консультация дня
Кто выступает балансодержателем территории в г.Москве?Все консультации

Кто выступает балансодержателем территории в г.Москве?

Вопрос:

Для работы с балансодержателем территории, например, управой района, необходимо понимание - кто является балансодержателем территории (не здания, сооружения, а именно территории, например, парка) в городе Москве и на какой нормативно-законодательный документ можно сослаться?

Например: в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 9 ноября 1999 года N 1018 "Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г.Москве" (с изменениями на 27 декабря 2016 года):

Организация работ по уборке, санитарной очистке и благоустройству территорий возлагается, в пределах закрепленных правовыми актами территорий, на управы районов*, префектуры административных округов, балансодержателей, владельцев и арендаторов земельных участков.

Именно нужно законодательное подтверждение, что балансодержателем территории управы района является управа, если она эту территорию не сдала в аренду третьему лицу.

Ответ:

Балансодержатель - это предприятие, учреждение, организация, орган власти или управления, не являющиеся собственниками имущества, за которыми имущество закреплено в установленном порядке.

Управа района города Москвы как территориальный орган исполнительной власти города Москвы, наделенный правами юридического лица - казенного учреждения, вправе иметь на балансе закрепленное за ней имущество.

Обоснование:

Для начала необходимо определиться с понятием категории "балансодержатель".

Данный термин непосредственно в законодательстве не определен.

Рассматриваемое понятие происходит от бухгалтерского термина "поставить имущество на баланс", т.е. балансодержатель представляет собой лицо, не являющееся собственником, на балансе которого находится (учитывается) имущество. Данный термин постепенно устаревает и заменятся на другие сходные дефиниции (например, "правообладатель" - федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган) или иной федеральный орган государственной власти (федеральный государственный орган), федеральное государственное бюджетное учреждение, федеральное казенное учреждение, федеральное автономное учреждение, федеральное государственное унитарное предприятие, федеральное казенное предприятие или иное юридическое либо физическое лицо, которому федеральное имущество принадлежит на вещном праве или в силу закона, см. постановление Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества").

Таким образом, балансодержатель - это предприятие, учреждение, организация, орган власти или управления, за которыми имущество (в том числе земельные участки) закреплено в установленном порядке.

Балансодержатель территории - это вид землепользователя наряду с арендатором, владельцем земельного участка.

Случаи, когда собственником имущества является одно лицо, а учитывается оно на балансе другого, определены законодательством.

Так, государственное или муниципальное унитарное предприятие владеет имуществом на праве хозяйственного ведения (статьи 294, 295 ГК РФ), но при этом собственником имущества остается государство или муниципальное образование. В этом случае, предприятия выступают в роли балансодержателя.

Учреждения (в том числе бюджетные, казенные, автономные) и казенные предприятия владеют имуществом на праве оперативного управления, при этом не являясь собственниками имущества (статья 296 ГК РФ).

Управа района города Москвы - территориальный орган исполнительной власти города Москвы, подведомственный Правительству Москвы (пункт 1.1 Положения об управе района города Москвы, утв. постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП).

При этом Управа района является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс (пункт 1.6 Положения N 157-ПП).

Положения, установленные в отношении казенных учреждений, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами (пункт 11 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ).

Следовательно, Управа района как орган исполнительной власти наделяется правами юридического лица - казенного учреждения, образуемого для осуществления управленческих функций.

В связи с указанным статусом Управа района может иметь на балансе закрепленное за ней имущество (на праве оперативного управления), то есть выступать балансодержателем по отношению к нему.

На практике балансодержателями имущества в смысле, придаваемом нормативными правовыми актами г. Москвы, чаще всего выступают различные государственные учреждения и унитарные предприятия - в зависимости от вида имущества - Государственное казенное учреждение города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства", Государственное природоохранное бюджетное учреждение города Москвы "Московское городское управление природными территориями", Государственное казенное учреждение города Москвы "Инженерная служба района", Государственное унитарное предприятие "Моссвет", Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Автомобильные дороги" и мн.др.

А на Управу района может быть возложена ответственность за содержание и санитарную обработку территорий, не имеющих балансодержателя, до момента передачи территорий на баланс (см., например, Распоряжение префектуры СЗАО г. Москвы от 27.05.2013 N 141-рп "Об организации работ по содержанию водоемов и отмене распоряжения от 28 марта 2013 года N 80-рп").

Лисицкая О.С.,

эксперт по гражданскому, корпоративному и трудовому праву

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник юриста» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.

Подписаться на рассылку новых консультаций