Консультация дня
Каковы дальнейшие действия органа надзора после направления организации предостережения о недопустимости нарушения обязательных требованийВсе консультации

Каковы дальнейшие действия органа надзора после направления организации предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований

Каковы дальнейшие действия органа надзора после направления организации предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований

Вопрос:

Каковы дальнейшие действия органа надзора после направления организации предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (в том числе при несоблюдении организацией срока направления и/или непредставлении уведомления об исполнении предостережения)?

Ответ:

При принятии решения по вопросу необходимо учитывать, является ли по смыслу положений Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в отношении отдельных видов контроля/надзора) направление уведомления об исполнении предостережения (либо возражений на предостережение) обязательным для исполнения, и установлена ли ответственность за неисполнение/игнорирование предостережения. Ниже даны разъяснения по указанным аспектам.

Обоснование:

В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Как следует из части 2 названной статьи, предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований содержит предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований. Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении указанного предостережения (часть 4 статьи 49 Закона N 248-ФЗ).

Иными словами, объявление предостережения - это не требование, а профилактическое мероприятие, и контрольный (надзорный) орган, объявляя предостережение, не вправе требовать от контролируемого лица (организации) (и, соответственно, ожидать от нее) представления сведений и документов (пункт 4 части 1 статьи 45, часть 2 статьи 49 Закона N 248-ФЗ).

Кроме того, как показывает анализ содержания Типовой формы предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (приложение N 15 к приказу Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151), предостережение не содержит требования об уведомлении контрольного (надзорного) органа об исполнении предостережения.

Тем самым, контролируемое лицо может по своему выбору как принять меры, которые необходимы для обеспечения соблюдения обязательных требований и которые указаны в предостережении, и уведомить об этом орган, так и не делать этого; как направить возражение в отношении указанного предостережения, так и не отвечать на предостережение.

В то же время, контрольные (надзорные) органы в силу части 5 статьи 49 Закона N 248-ФЗ осуществляют учет объявленных ими предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и используют соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.

Поэтому, вне зависимости от реагирования (ответа) контролируемого лица на объявленное предостережение, контрольный (надзорный) орган будет использовать имеющиеся сведения для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий. Однако необходимо понимать, что полное игнорирование предостережения и непринятие соответствующих мер (в связи с применением риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)) может повысить вероятность проведения в отношении лица внеплановой проверки.

Такое правовое регулирование следует из положений Закона N 248-ФЗ.

Однако оно отличается от регулирования, определенного Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Дело в том, что при организации и осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора) - они определены пунктом 1 части 1 статьи 26.3 Закона N 294-ФЗ - применяются положения данного Закона до 31 декабря 2024 года включительно.

В силу части 5 статьи 8.2 Закона N 294-ФЗ юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, которому объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, предлагается не только принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, но и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

В соответствии с подпунктом "ж" пункт 4 Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утв. постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 N 166 и принятых во исполнение Закона N 294-ФЗ, в предостережении указывается предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю направить уведомление об исполнении предостережения в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

Согласно пункту 11 Правил N 166 при отсутствии возражений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в указанный в предостережении срок направляет в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля уведомление об исполнении предостережения.

Следовательно, если речь идет об объявлении предостережения в сферах, указанных в пункте 1 части 1 статьи 26.3 Закона N 294-ФЗ, то необходимо руководствоваться соответствующими положениями Закона N 294-ФЗ и Правил N 166.

По смыслу изложенных положений, если возражений на предостережение у контролируемого лица нет, адресат предостережения должен уведомить надзорный орган об исполнении предупреждения в срок, который указан в предостережении.

Получается противоречие - часть 5 статьи 8.2 Закона N 294-ФЗ и пункт 4 Правил N 166 говорят именно о предложении (но не обязанности адресатов) исполнять предостережение и уведомлять об этом, а по смыслу пункта 11 Правил N 166 проигнорировать предостережение нельзя - организация должна направить либо возражения, либо уведомление об исполнении предостережения.

Одни контролирующие органы подтверждают, что ответственность за не уведомление об исполнении предостережения в настоящее время прямо не предусмотрена (см. письмо МЧС России от 21.03.2017 N 19-16-425). То есть сам факт отсутствия ответа на предостережение не является наказуемым деянием.

Одновременно по информации других проверяющих (например, с официальных ресурсов отдельных контрольных (надзорных) органов) непредставление или несвоевременное представление в уполномоченный орган указанных сведений образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ввиду такого не единообразного и противоречивого подхода рекомендуем своевременно направлять в контрольный (надзорный) орган сведения о результатах рассмотрения предостережений, в том числе о мерах, принятых по их исполнению, поскольку существуют определенные риски привлечения к административной ответственности за уклонение от предоставления ответа на предостережение.

Кроме того, уклонение от предоставления ответа на предостережение является для контрольных органов своеобразным маркером наличия в организации нарушений, поэтому в случае игнорирования полученного предостережения более высок риск назначения внеплановой проверки компании.

Ответ подготовила
Эксперт СПП:
Лисицкая Ольга Сергеевна
эксперт по гражданскому, медицинскому
и трудовому праву

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник бухгалтера» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.