Консультация дня
К вопросу о необходимости классификации портовых гидротехнических сооруженийВсе консультации

К вопросу о необходимости классификации портовых гидротехнических сооружений

К вопросу о необходимости классификации портовых гидротехнических сооружений

Вопрос:

Прошу дать разъяснения по постановлению Правительства РФ N 1607 от 05.10.2020 "Об утверждении критериев классификации гидротехнических сооружений":

К какому классу гидротехнических сооружений относятся гидротехнические сооружения: пирсы и причалы морских портов высотой до 20 м?

В предыдущем (замененном) постановлении Правительства РФ N 986 от 02.11.2013 "О классификации гидротехнических сооружений" это четко прописывалось в таблице N 1 п.4.

Ответ:

Портовые гидротехнические сооружения не предназначены для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. Соответственно, на портовые гидротехнические сооружения не распространяются требования Закона "О безопасности гидротехнических сооружений", в т.ч. в части классификации гидротехнических сооружений и внесения сведений о них в Российский регистр гидротехнических сооружений.

Обоснование:

Федеральный закон от 21.07.97 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" распространяется на гидротехнические сооружения, указанные в статье 3 данного Закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

Гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (статья 3 Закона "О безопасности гидротехнических сооружений").

Портовые гидротехнические сооружения не указаны в перечне гидротехнических сооружений, на которые распространяется Закон "О безопасности гидротехнических сооружений".

Объекты инфраструктуры морского транспорта, включающие причалы и рейдовые перегрузочные комплексы, причальные сооружения (устройства или гидротехнические сооружения для швартовки судов) относятся к объектам технического регулирования "Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта", утв. постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 620 (пп.пп."в" и "п" пункта 5).

Объекты инфраструктуры морского порта - здания, сооружения, суда, устройства и оборудование, расположенные на территории морского порта и используемые для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации…").

В "Перечень объектов инфраструктуры морского порта", утв. приказом Минтранса России от 07.11.2017 N 475, включены (пункт 1) берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы, искусственно образованные территории и подобные объекты, а также подходные каналы, фарватеры, акватории, внутренние рейды, якорные стоянки, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ, и иные портовые гидротехнические сооружения.

Причал - портовое гидротехническое сооружение, предназначенное для стоянки и обслуживания судов, обслуживания пассажиров, в том числе посадки их на суда и высадки их с судов, осуществления операций с грузами (пункт 5 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации…").

Портовые гидротехнические сооружения - инженерно-технические сооружения (берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы, а также подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ), расположенные на территории морского порта, взаимодействующие с водной средой и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов (пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации…").

Техническая эксплуатация объекта инфраструктуры морского транспорта должна обеспечивать безопасные условия для плавания, швартовки, стоянки и обработки судов, безопасность, сохранность и повышение долговечности объекта инфраструктуры морского транспорта при его взаимодействии с судами, работе оборудования и портовых транспортных средств, складировании грузов и воздействии гидрометеорологических факторов, а также неблагоприятных и опасных природных явлений гидрометеорологического характера (пункт 186 "Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта").

Следовательно, портовые гидротехнические сооружения не предназначены для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. Соответственно, на портовые гидротехнические сооружения не распространяются требования Закона "О безопасности гидротехнических сооружений", в т.ч. в части классификации гидротехнических сооружений и внесения сведений о них в Российский регистр гидротехнических сооружений.

Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации…", как и "Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта" не устанавливает требований о классификации объектов инфраструктуры морского транспорта, классификации подлежат только объекты морского транспорта (пункт 242 технического регламента).

Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Эксперт Груша Герман Афанасьевич

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Техэксперт» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.