+7 (495)730-07-66
Полезная информация
Сравнительный анализ 34 НК РФ и 212-ФЗ

Сравнительный анализ главы 34 НК РФ и Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"

С 1 января 2017 года функции администрирования страховых взносов переданы от ПФР и ФСС РФ налоговым органам. В связи с этим нормы о страховых взносах включены в НК РФ (как в часть вторую, так и в часть первую), а регулировавший ранее уплату страховых взносов Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ утратит силу. Что будет нового и что останется прежним при уплате страховых взносов, рассмотрено в Сравнительном анализе главы 34 НК РФ и Федерального закона N 212-ФЗ.

Ранее действовавший НПА

Новый НПА

Примечание эксперта

Администрирование страховых взносов

Администрирование страховых взносов осуществляли ПФР и ФСС РФ (статья 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ) Администрирование взносов возложено на налоговые органы (статья 30 НК РФ)

Основное изменение, вступающее в силу с 01.01.2017, заключается в том, что функции администрирования страховых взносов переданы от ПФР и ФСС РФ налоговым органам.

В связи с этим нормы о страховых взносах включены в НК РФ (как в часть вторую, так и в часть первую).

Тем самым создана универсальная система нормативного правового регулирования правил исчисления, уплаты и администрирования налогов, сборов и страховых взносов.

Ранее, до 01.01.2017, НК РФ и Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ не имели унифицированного подхода к принципам взимания налогов и страховых взносов.

Например, и НК РФ, и Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ содержали свой собственный понятийный аппарат, и нормы одного закона не могли по аналогии быть применены при толковании другого закона.

В целом, можно утверждать, что изменение позволит снизить административную нагрузку на плательщиков, позволит более объективно определить общую налоговую нагрузку на бизнес при принятии решений в области налоговой политики.

Снижение административной нагрузки на хозяйствующие субъекты будет достигнуто за счет сокращения количества государственных органов, осуществляющих контрольные мероприятия, качества проверок (вместо ПФР+ФСС РФ+ФНС в России остаются только налоговые органы), а также оптимизации количества представляемой в контролирующие органы отчетности.

Установление правил администрирования страховых взносов в НК РФ позволит реализовать применение мер государственного принуждения (штрафы, взыскание недоимки) государственным органом в соответствии с конституционными принципами.

Так, например, ранее Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ не закреплял основополагающий принцип, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о страховых взносах толкуются в пользу плательщика страховых взносов.

НК РФ установлен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров, который выработан с учетом многолетней практики по рассмотрению споров.

Данный порядок распространен на страховые взносы, что позволит быстро и эффективно разрешать разногласия в отношении страховых взносов, не прибегая к судебной процедуре, что также поможет плательщику избежать затрат.

Еще одним благоприятным последствием передачи функций администрирования страховых взносов налоговым органам является то, что проверки исчисления страховых взносов и соответствующие доначисления будут осуществляться в рамках одного контрольного мероприятия, а не нескольких проверок.

Плательщики страховых взносов

В целом, категории плательщиков страховых взносов остались те же. При этом имеется несколько изменений.
Арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы, патентные поверенные не были прямо указаны среди плательщиков страховых взносов (статья 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ) Арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы, патентные поверенные указаны среди плательщиков страховых взносов (подпункт 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ)

Данное изменение призвано исключить сомнения в толковании такого понятия, как лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Ранее существовала судебная практика, согласно которой в силу положений статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ арбитражные управляющие в целях обязательного пенсионного страхования как лица, занимающиеся частной практикой, приравниваются к индивидуальным предпринимателям. Следовательно, индивидуальные предприниматели и арбитражные управляющие относятся к одной категории страхователей (см., например, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.04.2016 N Ф07-1264/2016 по делу N А56-33700/2015).

Оценщики, медиаторы и патентные поверенные впервые станут плательщиками страховых взносов.

Соответствующими федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования могли устанавливаться иные категории страхователей, являющихся плательщиками страховых взносов (часть 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ) Только НК РФ будет устанавливать категории плательщиков страховых взносов (пункт 2 статьи 1 НК РФ) Данное изменение является прямым последствием включения страховых взносов в НК РФ. При этом статья 2 НК РФ дополнена пунктом 3, исходя из которого к отношениям по установлению и взиманию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой указанных страховых взносов, обжалования актов, действий (бездействия) должностных лиц соответствующих органов контроля и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется
Определение налоговой базы Правила определения налоговой базы, по большому счету, остались те же. При этом имеется одно уточнение.
Выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитывались как стоимость этих товаров (работ, услуг) - исходя из их цен, указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) исходя из государственных регулируемых розничных цен (часть 6 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ) Выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) будут учитываться как стоимость этих товаров (работ, услуг) исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 НК РФ (пункт 7 статьи 421 НК РФ) В отличие от НК РФ, Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ не содержал раздела, посвященного взаимозависимым лицам и положениям о ценах и налогообложении в случае совершения сделок взаимозависимыми лицами. Теперь положения НК РФ о налоговом контроле сделок между взаимозависимыми лицами будут в полной мере применяться в отношении страховых взносов. При этом добавлено положение о том, что из стоимости товаров (работ, услуг) будет исключаться частичная оплата физическим лицом стоимости полученных им товаров, выполненных для него работ, оказанных ему услуг.
Не облагаемые страховыми взносами выплаты Новый перечень не облагаемых страховыми взносами выплат основывается на старом перечне, при этом имеются и различия.
Не облагались страховыми взносами взносы работодателя, уплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников, в размере уплаченных взносов (пункт 6.1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ) Указание на взносы работодателя, уплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников, в перечне выплат, исключенных из-под обложения страховыми взносами, отсутствует (статья 422 НК РФ)

Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, приведенный в статье 422 НК РФ, в нескольких местах отличается от того перечня, что был закреплен в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

В частности, в новом перечне не упомянуты взносы работодателя, уплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников.

При оплате плательщиками расходов на командировки работников не облагались страховыми взносами суточные вне зависимости от размера (часть 2 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ) При оплате плательщиками расходов на командировки работников не будут облагаться страховыми взносами суточные, только предусмотренные пунктом 3 статьи 217 НК РФ (пункт 2 статьи 422 НК РФ) Данное изменение подразумевает ограничение максимального размера суточных, не облагаемых страховыми взносами. Теперь не будут облагаться страховыми взносами суточные, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более 700 рублей за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации и не более 2500 рублей за каждый день нахождения в заграничной командировке.
Среди выплат, не облагаемых страховыми взносами, упоминались выплаты опекунам, однако отсутствовали указания на условия таких выплат (подпункт "в") пункта 3 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ) Будет действовать положение, согласно которому не облагаются страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, оказываемой опекунам при установлении опеки над ребенком, выплачиваемой в течение первого года после установления опеки, но не более 50000 рублей на каждого ребенка (подпункт 3 пункта 1 статьи 422 НК РФ)

Согласно подпункту "в" пункта 3 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не подлежали обложению "страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, оказываемой организацией работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения)), но не более 50000 рублей на каждого ребенка".

В Письме ФСС РФ от 14.04.2015 N 02-09-11/06-5250 разъяснялось, что поскольку в данном подпункте работники-опекуны поименованы в числе лиц, которым может быть оказана единовременная материальная помощь, то размер и период выплаты такой материальной помощи для неначисления на нее страховых взносов применяется и в отношении выплат работникам, оформившим опеку над несовершеннолетними детьми.

Теперь данный подход закреплен законодательно.

Расчетный (отчетный) период Положения о расчетном и отчетных периодах сохранены, при этом имеется одно изменение.
Предусматривались специальные правила определения первого и последнего расчетного периода для случаев, когда организация создана после начала календарного года или ликвидирована (реорганизована) до окончания календарного года (части 3-5 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ) Будут применяться общие положения статьи 55 НК РФ

Изменения будут иметь место в ситуациях создания организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря.

При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым расчетным периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.

Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, следующего за годом создания, расчетным периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации.

Тарифы страховых взносов для отдельных плательщиков Внесены изменения в перечень плательщиков, имеющих право на пониженные тарифы страховых взносов. Также добавлены тарифы страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение для отдельных категорий плательщиков.
Устанавливался перечень плательщиков, имеющих право на пониженные тарифы страховых взносов (статьи 58-58.1, 58.4-58.6 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ) Перечень плательщиков, имеющих право на пониженные тарифы страховых взносов, теперь другой (статья 427 НК РФ)

В новом перечне отсутствуют сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, указанным в статье 346.2 НК РФ, организации народных художественных промыслов и семейные (родовых) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельскохозяйственный налог, плательщики страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, плательщики страховых взносов - российские организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации, а также организации, оказывающие инжиниринговые услуги.

Для всех данных плательщиков теперь специальных тарифов страховых взносов не будет.

Величина дохода для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих один из "льготных" видов деятельности, не имела значения для целей пониженных тарифов страховых взносов (статья 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ) Установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и осуществляющие один из "льготных" видов деятельности, имеют право на пониженные тарифы страховых взносов, если их доходы за налоговый период не превышают 79 млн. рублей (подпункт 3 пункта 2 статьи 427 НК РФ) Данное изменение ограничивает количество организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих один из "льготных" видов деятельности, которые будут вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, исключая из них плательщиков с большим годовым доходом.
Отсутствовало указание на тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности Приведены тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности (статья 429 НК РФ) В порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" и Федеральным законом от 10 мая 2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности", будут предусмотрены перечни плательщиков, которые должны применять тарифы страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение работников соответствующих профессий (14 и 6,7% соответственно).
Определение момента начала деятельности
Момент начала деятельности, если плательщики страховых взносов (не производящие выплат и вознаграждений физическим лицам) начинают осуществлять ее после начала очередного расчетного периода, для адвоката определяется как календарный месяц, в котором ему выдано удостоверение адвоката, для нотариуса, занимающегося частной практикой, - как календарный месяц, в котором он наделен полномочиями нотариуса (часть 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ) Момент начала деятельности, если плательщики страховых взносов (не производящие выплат и вознаграждений физическим лицам) начинают осуществлять ее после начала очередного расчетного периода, для адвоката и нотариуса, занимающегося частной практикой, определяется как календарный месяц, в котором он поставлен на учет в налоговом органе (подпункт 2 пункта 4 статьи 430 НК РФ)

Как в Федеральном законе от 24.07.2009 N 212-ФЗ, так и НК РФ, установлено правило, по которому если плательщики страховых взносов начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, то размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется ими пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

Изменился порядок определения данного момента - он более не связан с датой получения соответствующих полномочий, а привязан к дате постановке на учет в налоговом органе.

Сроки представления отчетности, если производятся выплаты и иные вознаграждения физическим лицам
Устанавливались сроки представления отчетности плательщиками, производящими выплаты и вознаграждения физическим лицам (часть 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ) Сроки представления отчетности плательщиками, производящими выплаты и вознаграждения физическим лицам, теперь установлены иные (пункт 7 статьи 431 НК РФ)

Ранее действовало правило о представлении отчетности в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа - не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом; в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 20-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 25-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

Начиная с отчетности за первый отчетный период 2017 года, сроки представления отчетности будут иными.

Расчеты по страховым взносам в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, должны будут представляться не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.

Зависимость от способа представления отчетности не установлена.

При этом добавлено уточнение, согласно которому если в представляемом расчете сведения о совокупной сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных плательщиком за расчетный (отчетный) период, не соответствуют указанной в данном расчете сумме исчисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по каждому застрахованному физическому лицу, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем представления расчета, направляется соответствующее уведомление. В пятидневный срок со дня получения указанного в абзаце втором настоящего пункта уведомления плательщик страховых взносов обязан представить расчет, в котором устранено указанное несоответствие. В таком случае датой представления указанного расчета считается дата представления расчета, признанного первоначально непредставленным.

Отметим, что за 2016 год сроки и порядок представления отчетности не изменились.

Исчисление страховых взносов при наличии обособленных подразделений
При формулировании обязанности по уплате страховых взносов и представлении отчетности в отношении обособленных подразделений содержалось указание на то, что таким подразделениям должны быть открыты юридическими лицами счета в банках и такие подразделения должны иметь отдельный баланс (часть 11 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ) Указание на счета в банках и наличие отдельного баланса исключено (пункт 11 статьи 431 НК РФ)

Обязанность по уплате страховых взносов и представлению расчетов по страховым взносам теперь возложена на организации по месту нахождения любых расположенных на территории РФ обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Здесь действует понятие обособленного подразделения, закрепленное статьей 11 НК РФ, - "любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места". Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Сроки представления отчетности главами крестьянских (фермерских) хозяйств
Устанавливался срок представления отчетности главами крестьянских (фермерских) хозяйств (часть 5 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ) Срок представления отчетности главами крестьянских (фермерских) хозяйств теперь установлен иной (пункт 3 статьи 432 НК РФ)

Ранее действовало правило о представлении отчетности в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Начиная с отчетности за 2017 год срок будет иной - до 30 января календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Отметим, что за 2016 год сроки и порядок представления отчетности не изменились.

Ответственность плательщиков страховых взносов и банков
Предусматривались составы правонарушений в области исчисления и уплаты страховых взносов (глава 6 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ) Теперь составы таких правонарушений включены в часть 1 НК РФ (главы 14 и 16 НК РФ)

Ранее Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусматривал следующие составы правонарушений:

  • непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (статья 46);
  • неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов (статья 47);
  • отказ или непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов (статья 48);
  • несообщение банком сведений о счете плательщика страховых взносов (статья 49) ;
  • непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в орган контроля за уплатой страховых взносов (статья 49.1);
  • нарушение банком срока исполнения поручения о перечислении страховых взносов, пеней и штрафов (статья 50);
  • неисполнение банком поручения органа контроля за уплатой страховых взносов о перечислении страховых взносов, пеней и штрафов (статья 51).

С 01.01.2017 все виды правонарушений в части страховых взносов объединены с аналогичными нарушениями применительно к исчислению и уплате налогов и сборов и содержатся в главах 16 и 18 НК РФ.

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник бухгалтера» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.

Подписаться на рассылку новых консультаций