Полезная информация
Сравнение перечней 1521 и 985

Сравнительный анализ Постановления Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 и Постановления Правительства РФ от 04.07.2020 N 985

С 01.08.2020 вступает в силу Постановление Правительства РФ от 04.07.2020 N 985 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Перечень 985), заменивший собой Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Перечень 1521).

В обоих перечнях равное количество документов, по 78. Т.е. общее регулирование в части объема документов не изменилось, что, с одной стороны, хорошо, поскольку не позволяет возложить дополнительную административную нагрузку на бизнес, учитывая кризисные времена, с другой стороны, по некоторым позициям у участников строительного сообщества и государственных структур есть необходимость в более четком правовом регулировании во избежание судебных споров о тех или иных решениях или споров хозяйствующих субъектов.

Так, например, много споров по качеству, объему и правовому регулированию инженерных изысканий, однако новый СП, например, СП 446.1325800.2019 "Инженерно-геологические изыскания для строительства. Общие правила производства работ" не вошел в новый перечень.

Не освещен вопрос использования информационной модели, который для всех, особенно, для бюджетного строительства, скоро будет очень актуален. Например, не вошел в данный перечень СП 481.1325800.2020 "Информационное моделирование в строительстве. Правила применения в экономически эффективной проектной документации повторного использования и при ее привязке".

Один из вопросов, который решен в Приказе Росстандарта от 02.04.2020 N 687 "Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", почему-то в Перечне 985 не решен. Так, в частности, в него входит достаточно большое количество СП, данных в редакции без указания на внесенные изменения, например, СП 15.13330.2012 "СНиП II-22-81* "Каменные и армокаменные конструкции", СП 24.13330.2011 "СНиП 2.02.03-85 "Свайные фундаменты" и т.д.

Особо обращаю внимание, что в Перечне 985 содержится примечание в части обязательности того или иного документа (его пунктов), аналогичное ранее действовавшему примечанию из Перечня 1521: "нормативные документы (их части), на которые имеются ссылки в национальных стандартах и сводах правил (их частях), включенных в настоящий перечень, применяются на обязательной основе в случае, если нормативные документы (их части) содержатся в настоящем перечне".

При этом достаточно много документов дано в новой редакции (более трех десятков СП и ГОСТов содержатся в обновленной редакции). Например, СП 20.13330.2016 "СНиП 2.01.07-85* "Нагрузки и воздействия", СП 30.13330.2016 "СНиП 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация зданий" и т.д.

Ранее включенные СП претерпели определенные изменения в части объемов пунктов, ставших обязательными.

Нельзя говорить о том, что однозначно регулирование стало мягче. Отчасти да, это так. Например, достаточно много положений исключено из ГОСТ 27751-2014 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения", СП 24.13330.2011 "СНиП 2.02.03-85 "Свайные фундаменты" в части расчетов. Убраны фиксированные формы отчетов по результатам обследований в ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния".

Отчасти убраны нормы, касающиеся регулирования применения материалов, использование которых в настоящее время неактуально, например, требования к деревянным сваям из СП 24.13330.2011 "СНиП 2.02.03-85 "Свайные фундаменты", при этом там же сделаны обязательными требования к металлическим сваям, учитывая, что их применение становится популярным.

Добавлены в число обязательных требований положения по применению различных материалов в СП 15.13330.2012 "СНиП II-22-81* "Каменные и армокаменные конструкции".

Отчасти исключены требования, входившие ранее в число обязательных, но при этом носившие рекомендательный характер. Так, например, из обязательных требований в СП 118.13330.2012 исключен пункт, содержавший в себе рекомендательную норму: "Вентиляционные камеры, шахты и машинные отделения лифтов, насосные, машинные отделения холодильных установок, тепловые пункты и другие помещения с оборудованием, являющимся источником шума и вибраций, как правило, не следует располагать смежно, над и под зрительными и репетиционными залами, сценами, звукоаппаратными, читальными залами, палатами, кабинетами врачей, операционными, помещениями с пребыванием детей в детских учреждениях, учебными помещениями, рабочими помещениями и кабинетами с постоянным пребыванием людей, жилыми помещениями, размещенными в общественных зданиях".

Отчасти исключены нормы, дублирующие аналогичные из других документов, так, например, из этого же СП исключена норма, допускающая создание помещений для групповых ячеек для детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях других типов (помимо дошкольных) при наличии в них помещений, отвечающих требованиям СанПиН 2.4.1.3049. Напомню, что при этом СанПиН 2.4.1.3049, как и любые подобные документы, являются нормативными правовыми актами и действуют в любом случае, вне зависимости от перечней в силу ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

К сожалению, из Постановления Правительства N 985 исчез, на мой взгляд, важный пункт - поручение, которое так и не было выполнено: "Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий до 30 марта 2015 г. привести нормативные документы по пожарной безопасности в соответствие с перечнем, утвержденным настоящим постановлением". По-прежнему перечни документов в области пожарной безопасности существуют параллельно с документами общестроительного направления, что в дальнейшем может порождать правовую неопределенность и, как следствие, судебные разбирательства.

Сохранились важные переходные положения, позволяющие реализовать проекты, разработка которых была начата по старым нормам, по ним же. В данном случае важна дата задания на проектирование.      

Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
     Эксперт Чеготова Елена Викторовна