Регистрация
Обновить
*Все поля обязательны
  для заполнения
+7 (495)730-07-66
Полезная информация
Риск-ориентированный подход

Риск-ориентированный подход при проверках Роструда и ГИТ

В 2017 году в сфере проверок соблюдения трудового законодательства принят ряд нормативных актов, предусматривающих важные для работодателей изменения. Предлагаем вашему вниманию Обзор, из которого вы сможете узнать о них подробнее.

1. Риск-ориентированный подход при проведении проверок в сфере труда

С 1 марта 2017 года в новой редакции действует Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - Положение), утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875.

Теперь госнадзор в сфере труда должен осуществляться с применением риск-ориентированного подхода.

Что такое "риск-ориентированный подход"?

Риск-ориентированный подход - метод организации и осуществления госконтроля (надзора), при котором форма, продолжительность и периодичность проведения контрольных мероприятий, а также мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется с учетом отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности (часть 2 статьи 8_1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").

Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности утверждены постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806.

Согласно Правилам категория риска, как и класс опасности, устанавливается в зависимости от:

  • тяжести потенциальных негативных последствий, которые могут возникнуть при несоблюдении ЮЛ или ИП требований действующего законодательства;
  • вероятности несоблюдения ЮЛ или ИП обязательных требований.

Оценка тяжести потенциальных негативных последствий основывается на:

  • Возможной степени тяжести случаев причинения вреда
  • Возможной частоте возникновения и масштабе негативных последствий
  • Трудности преодоления возникших негативных последствий

При определении данных факторов проверяющими органами среди прочих сведений должна анализироваться информация о ранее проведенных проверках и назначенных административных наказаниях.

Кроме того, Правилами определен и ряд иных особенностей, заслуживающих внимания.

Особенности риск-ориентированного подхода:

  • Деятельность ЮЛ или ИП характеризуется критериями, относящимися к различным категориям риска (классам опасности) - Должны применяться критерии, относящиеся к более высоким категориям риска или классам опасности.
  • Категория риска или класс опасности не присвоены - Объект госконтроля (надзора) относится к низшим категории риска или классу опасности.

Риск-ориентированный подход в сфере труда

Теперь вернемся непосредственно к риск-ориентированному подходу в сфере труда.

Согласно Положению о госнадзоре в сфере труда отнесение деятельности работодателя к той или иной категории риска должно осуществляться с учетом определенных критериев.

Критерии отнесения деятельности работодателя к категориям риска.

Категория риска зависит от показателя потенциального риска причинения вреда (ППРПВ) ценностям в сфере труда.

Охраняемые законом ценности в сфере труда:

  • Жизнь и здоровье работника
  • Трудовые права работника, связанные с невыплатой в установленный срок зарплаты и иных необходимых выплат

Итоговые значения ППРПВ
1 и более Высокий риск.
От 0,99 до 0,75 Значительный риск.
От 0,74 до 0,5 Средний риск.
От 0,49 до 0,25 Умеренный риск.
Менее 0,24 Низкий риск.

ППРПВ определяется с учетом
1 Тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения работодателями обязательных требований, зависящей от:
1.1 Потенциального вреда, который может быть причинен ценностям в сфере труда:
1.1.1 Определяется исходя из численности работников, погибших или пострадавших в результате несчастных случаев на производстве.
1.1.2 Значения содержатся в перечне (приложение к Положению о госнадзоре в сфере труда), который должен актуализироваться не реже 1 раза в 3 года.
1.2 Масштаба распространения потенциальных негативных последствий, который определяется с учетом среднесписочной численности работников.
2 Добросовестности поведения работодателей, которая определяется на основании индивидуальных коэффициентов, размеры которых зависят от:
2.1 Числа случаев травматизма. При наличии смертельного несчастного случая, связанного с производством, за 3 года, предшествующих текущему, категория риска деятельности работодателя должна быть повышена до категории высокого риска.
2.2 Задолженности по зарплате за предшествующий год.
2.3 Назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда.
Индивидуальные коэффициенты рассчитываются на основании статистической и ведомственной отчетности. При отсутствии у работодателя случаев травматизма, задолженности по зарплате и административных наказаний индивидуальные коэффициенты равны 0.

Пример:

N Характеристики деятельности организации Значение показателя
1 Сфера деятельности: транспортировка грузов. Пв = 0,85
2 Среднесписочная численность работников: 300 человек. М = 0,7
3 Несчастные случаи за предыдущий год: 1 тяжелый и 2 легких несчастных случая, связанных с производством. Кт = 0,6
4 Задолженность по зарплате за предыдущий год: имеется. Кз = 0,3
5 Административные наказания за предыдущие 3 года: имеются. Кадм = 0,1
Высокий риск Р = 1,595

Следует отметить, что все необходимые данные для расчетов приведены в Критериях отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, к определенной категории риска.

Рассмотрим пример подробнее.

Итак, в организации за предшествующий год произошли 2 легких несчастных случая, связанных с производством (Ктл), и один тяжёлый несчастный случай (Ктт).

Следовательно, индивидуальный коэффициент, связанный с травматизмом (Кт), составит 0,6.

Кт = Ктт + Ктл

0,4 + (0,1 х 2) = 0,6

Кроме того, за предшествующий год организация была привлечена к административной ответственности за ряд нарушений трудового законодательства (Кадм) и имеет перед работниками задолженность по зарплате (Кз).

Таким образом, коэффициент устойчивости добросовестного поведения организации (Ку) составит 1.

Ку = Кт + Кз + Кадм

0,6 + 0,3 + 0,1 = 1

В организации работает 300 человек, что позволяет определить масштаб распространения потенциальных негативных последствий (М), который будет равен 0,7.

Поскольку организация осуществляет деятельность в сфере транспортировки грузов, показатель потенциального вреда ценностям в сфере труда (Пв) для неё составит 0,85, что, в конечном счёте, позволяет вычислить показатель тяжести потенциальных негативных последствий несоблюдения организацией обязательных требований действующего законодательства РФ (Т).

Т = ПВ х М

0,85 х 0,7 = 0,595

Определив показатели потенциального вреда (Пв) и устойчивости добросовестного поведения (Ку), можно найти значение потенциального риска причинения вреда со стороны организации (Р).

Р = Т х Ку

0,595 + 1 = 1,595

Таким образом, деятельность организации в рассматриваемом случае следует относить к категории высокого риска (2 класс опасности), что повлечет проведение плановых проверок в сфере труда периодичностью 1 раз в 2 года.

Периодичность плановых проверок в сфере труда.

Периодичность плановых проверок в сфере труда
Категория высокого риска (2 класс опасности) 1 раз в 2 года.
Категория значительного риска (3 класс опасности) 1 раз в 3 года.
Категория среднего риска (4 класс опасности) Не более 1 раза в 5 лет
Категория умеренного риска (5 класс опасности) Не более 1 раза в 6 лет.
Категория низкого риска (6 класс опасности) Плановые проверки не проводятся.

Стоит отметить, что при отсутствии решения государственной инспекции труда (ГИТ) об отнесении к той или иной категории риска деятельность работодателя считается отнесенной к категории низкого риска.

Кроме того, следует учитывать, что в отношении работодателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, образования, социальной сфере, в сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергоснабжения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться 2 и более раза в 3 года.

Данный вывод следует из положений части 9 статьи 9 Закона N 294-ФЗ и пункта 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806.

Установление и изменение категории риска.

Кто принимает решение об установлении категории риска?

  • Главный государственный инспектор труда РФ или его заместитель, при отнесении деятельности работодателя к категории высокого риска.
  • Главный государственный инспектор труда в субъекте РФ или его заместитель, при отнесении деятельности работодателя к категориям значительного, среднего и умеренного риска.

Работодатель вправе запросить сведения о присвоенной его деятельности категории риска.

В течение 15 рабочих дней с даты получения запроса от работодателя ГИТ должна предоставить информацию о присвоенной категории риска, а так же сведения, которые использовались при определении категории риска.

Кроме того, у работодателя имеется право на подачу заявления об изменении присвоенной категории риска. Требования к форме заявления действующим законодательством РФ не определены.

Вместе с тем заявление должно содержать ряд сведений.

Информация, которая должна быть указана в заявлении:

  1. Полное наименование юридического лица (ЮЛ), ФИО индивидуального предпринимателя (ИП)
  2. Основной государственный регистрационный номер (ОГРН)
  3. Индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН)
  4. Место нахождения ЮЛ или ИП
  5. Сведения о присвоенной категории риска и дата принятия решения об отнесении деятельности ЮЛ или ИП к категории риска
  6. Адрес ЮЛ или места жительства ИП (при необходимости иной почтовый адрес для связи), телефон и адрес электронной почты (при наличии)

Кроме того, к заявлению должны быть приложены документы о соответствии деятельности работодателя той категории риска, на присвоение которой он претендует.

В течение 15 рабочих дней с даты получения заявления от работодателя ГИТ может удовлетворить заявление и изменить категорию риска или отказать в удовлетворении заявления, сообщив о причинах отказа.

Кто может изменить категорию риска?

  • В случае изменения категории риска на более высокую - должностное лицо, уполномоченное на принятие решения об установлении соответствующей категории риска.
  • В случае изменения категории риска на более низкую - должностное лицо, ранее принявшее решение об установлении определенной категории риска.

О принятом решении работодатель должен быть уведомлен в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения.

До 1 июля года, предшествующего году проведения плановых проверок, Роструд должен размещать на сайте информацию о работодателях, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного рисков.

2. Нормативные акты, соблюдение которых оценивается Рострудом и ГИТ при проведении проверок

Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых должно оцениваться при проведении проверок, определен приказом Роструда от 30.12.2016 N 538.

Применительно к сфере охраны труда следует обратить внимание на разделы, посвященные:

  • федеральному госнадзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • контролю за порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

3. Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований

Деятельность ГИТ должна быть направлена не только на привлечение ЮЛ и ИП к ответственности, но и способствовать предупреждению (профилактике) нарушений обязательных требований, а также устранению причин их возникновения.

Для указанных целей постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 N 166 утверждены Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Основания для принятия решения о направлении предостережения

  1. Сведения о готовящихся нарушениях или признаках нарушений обязательных требований, полученные в ходе проведения контрольных мероприятий.
  2. Информация из поступивших обращений и заявлений, авторство которых подтверждено.
  3. Информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления и средств массовой информации.

Условия, при которых возможно направление предостережения

  1. Отсутствие вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ и безопасности государства.
  2. Нарушения не привели к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и не создали непосредственной угрозы их возникновения.
  3. ЮЛ или ИП ранее не привлекались к ответственности за нарушение обязательных требований.

В предостережении среди прочих сведений должна быть указана следующая информация

  • Требования действующего законодательства РФ, которые необходимо соблюдать
    • Предложение уведомить ГИТ об исполнении предостережения
  • Указания на действия (бездействие) ЮЛ или ИП, которые могут привести к нарушению обязательных требований
  • Предложение устранить нарушения и обеспечить соблюдение обязательных требований
    • Срок, в течение которого необходимо направить уведомление об исполнении предостережения

Следует учитывать, что в предостережении не могут содержаться требования о необходимости предоставления ЮЛ или ИП каких-либо сведений и документов.

Получив предостережение, ЮЛ или ИП вправе направить в ГИТ возражение с обоснованием своей позиции или принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

По результатам рассмотрения возражения ГИТ должна предоставить ЮЛ или ИП ответ по существу заявленных требований.

Важные сроки, касающиеся предостережений
Не более 30 дней Срок, в течение которого (по общему правилу) может быть составлено и направлено предостережение в адрес ЮЛ или ИП. Срок исчисляется с момента получения со дня получения сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушений обязательных требований.
Не менее 60 дней Срок, в течение которого ЮЛ или ИП должны направить в адрес ГИТ уведомление об исполнении предостережения.
Не более 20 дней Срок, который предоставляется ГИТ, для ответа на возражение, поступившее от ЮЛ или ИП.

4. Проверочные листы (списки вопросов)

Проверочные листы (списки контрольных вопросов) должны содержать перечень вопросов, ответы на которые будут однозначно свидетельствовать о соблюдении ЮЛ или ИП обязательных требований, послуживших предметом проверки.

Возможность применения проверочных листов обусловлена типом и характеристиками используемого производственного объекта, а так же отнесением деятельности ЮЛ или ИП к определенной категории риска или классу (категории) опасности

В настоящее время форма проверочного листа не утверждена. При этом общие требования к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов) приведены в постановлении Правительства РФ от 13.02.2017 N 177.

В проверочных листах среди прочих сведений должна быть указана следующая информация

  • Перечень вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении (несоблюдении) ЮЛ или ИП обязательных требований
  • Реквизиты НПА, которыми установлены обязательные требования
  • Поля для внесения ответов на вопросы

Как следует из части 11_5 статьи 9 Закона N 294-ФЗ, при проведении проверки с использованием списка контрольных вопросов заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист должен быть приложен к акту проверки.

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональных справочных систем «Кодекс: Помощник юриста» и «Кодекс: Помощник кадровика» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.

Подписаться на рассылку новых консультаций