+7 (495)730-07-66
Полезная информация
Акт освидетельствования

Порядок оформления актов освидетельствования

1. Введение

Приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 года N 1128 "Об утверждении и введении в действие требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения" утвержден РД-11-02-2006, имеющий статус обязательного применения вследствие его нормативно-правового характера, установленного фактом регистрации в Минюсте РФ 5 марта 2007 года N 9050. В пп.5.1-5.5 указанного РД имеются нормы, обязывающие строителей оформлять акты освидетельствования строго в соответствии с приложениями 1-5, в том числе и акты освидетельствования скрытых работ и ответственных конструкций.

Приказ Росстандарта от 30.03.2015 N 365 "Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", сделавший добровольным "СП 48.13330.2011 Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004", устранил ранее существовавшее противоречие мжду формами СНиП 12-01-2004 и РД 11-02-2006.

СП ;48.13330.2011 содержит ссылки на РД 11-02-2006, например, п.7.2.1 отсылает к форме актов освидетельствования скрытых работ из РД 11-02-2006.

Приказом Ростехнадзора от 26.10.2015 N 428 в РД 11-02-2006 был внесен ряд поправок.

Добавлены реквизиты документов, связанных с СРО, приведена в соответствие с ныне действующим законодательством терминология, добавлены требования о соответствии выполненных работ требованиям технических регламентов.

При этом собственно образца или примера оформления актов в данном РД даже после его актуализации так и не появилось. Это важно уяснить, поскольку на практике многие не в меру ретивые заказчики или инспекторы госстройнадзора обосновывают свои придирки к оформленным актам фразой наподобие: "Смотрите в РД, там все написано", - хотя в РД нет ничего похожего на разъяснения правил заполнения форм бланков, разве что "подстрочник", требующий указывать ИНН, ОГРН и другие реквизиты организаций, заполняющих ту или иную графу какой-то формы.

Актуализированная редакция РД 11-02-2006 учла один из недостатков ранее существовавших форм - подпись лица, осуществившего подготовку проектной документации, теперь необходима в случае, если осуществляется авторский надзор.

Другой вопрос, который возникает, в случае совмещения функций, например, "технадзора" и технического заказчика, может ли стоять в двух графах подпись одного и того же должностного лица или это должны быть разные представители одной организации?

Крайне необходимо, чтобы во всех указанных случаях были разъяснены особенности оформления актов освидетельствования, но этого в РД-11-02-2006 нет. По умолчанию предусматривается только одна ситуация, когда лицо, осуществляющее строительство, привлекается застройщиком или техническим заказчиком на основании договора (отношения генерального подряда или подряда) и одновременно лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, привлекается застройщиком или техническим заказчиком на основании договора.

Имеются и другие казусы, некоторые из них будут рассмотрены ниже.

Таким образом, Ростехнадзор выпустил в свет сырой руководящий документ, который со времени начала его действия (с 2007 года) является причиной возникновения многочисленных конфликтных ситуаций между участниками строительства, а также между строителями и органами госстройнадзора.

Пока можно пользоваться единственным правилом оформления актов: на строчке акта записывать те сведения и в таком порядке, как это указано в подстрочном тексте (обычно дается в скобках курсивом).

Предлагаемый ниже материал является попыткой инструктировать оформление актов освидетельствования, утвержденных Ростехнадзором.

2. Типовая структура актов освидетельствования

При рассмотрении актов освидетельствования, формы которых утверждены Ростехнадзором в РД-11-02-2006, просматривается их типовая структура в виде блоков:

  • Блок N 1 "Сведения об объекте и основных юридических лицах, участвующих в строительстве", включая сведения о допусках СРО (при необходимости)"
  • Блок N 2 "Наименование документа и его реквизиты"
  • Блок N 3 "Сведения о представителях юридических лиц, участвующих в освидетельствовании" (реквизиты документов, подтверждающих представительство)"
  • Блок N 4 "Содержание акта"
  • Блок N 5 "Состав акта"
  • Блок N 6 "Выводы по акту"
  • Блок N 7 "Подписи представителей юридических лиц, участвующих в освидетельствовании"

Далее обсудим каждый блок такой структуры.

1 Сведения об объекте и основных юридических лицах, участвующих в строительстве", включая сведения о допусках СРО
2 Наименование документа и его реквизиты
3 Сведения о представителях юридических лиц, участвующих в освидетельствовании
4 Содержание акта
5 Состав акта
6 Выводы по акту
7 Подписи представителей юридических лиц, участвующих в освидетельствовании

3. Блок N 1 "Сведения об объекте и основных юридических лицах, участвующих в строительстве"

Блок N 1 "Сведения об объекте и основных юридических лицах, участвующих в строительстве" содержит следующие сведения:

  • объект капитального строительства;
  • застройщик или технический заказчик;
  • лицо, осуществляющее строительство;
  • лицо, осуществляющее подготовку проектной документации (в случае осуществления авторского надзора);
  • лицо, осуществляющее строительство, выполнившее работы.

В форме акта освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения дополнительно к этому следует указывать сведения об организации, осуществляющей эксплуатацию таких сетей, которая участвует в освидетельствовании.

Первый принципиальный вопрос, который возникает при рассмотрении структуры акта: блок N 1 является неотъемлемой частью акта или таковой не является, а представляет собой некую справочную информацию? Поводом для такого вопроса является то, что блок расположен перед наименованием документа и его реквизитов (акт, номер и дата). Если бы блок размещался после наименования "Акт", то вопроса бы и не возникало.

В глазах органов государственного строительного надзора данный блок должен быть неотъемлемым по следующим причинам. При привлечении к административной ответственности выделяются две формы вины: действие или бездействие. Т.е., например, при отступлении от требований проектной документации или технических регламентов (ч.ч.1 и 2 ст.9.4 КоАП РФ) орган государственного строительного надзора должен привлечь к административной ответственности как лицо, которое непосредственно допустило эти нарушения, так и то лицо, которое не проконтролировало производство работ. Учитывая многоступенчатую структуру строительного контроля, вытекающую из положений Постановления Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства", лиц, совершивших указанное правонарушение в форме бездействия, может быть несколько, как, впрочем, и лиц, непосредственно допустивших нарушения.

3.1. Вариант, когда информация в блоке N 1 является неотъемлемой частью акта освидетельствования

Если принять, что информация в блоке N 1 является неотъемлемой частью акта, то отсюда вытекает ряд следующих правил оформления указанной части акта.

Первое правило: в освидетельствовании и оформлении акта обязательно должны участвовать представители только тех юридических лиц, которые указаны в блоке N 1 акта. Эти представители перечисляются в блоке N 3 акта и их подписи должны быть в блоке N 6 акта.

Второе правило: в случае, если застройщик или технический заказчик не заключил договор на авторский надзор, то лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, в мероприятии по освидетельствованию и оформлении акта автоматически не участвует. Следовательно, такое юрлицо в блоке N 1 акта и его представитель в блоке N 3 акта не указываются, и далее не требуется наличия его подписи в блоке N 6 акта. При этом технический заказчик всю ответственность за оценку соответствия проектной документации результатов освидетельствования неизбежно берет на себя.

Не забываем, что по умолчанию правом авторского надзора обладает сам проектировщик в силу ст.1294 ГК РФ, если переход этого исключительного права не был оговорен в рамках договора на проектирование.

Третье правило: в случае, если участие лица, осуществляющее подготовку проектной документации, в конкретном мероприятии по освидетельствованию не предусмотрено договором на авторский надзор, то такое лицо в блоке N 1 акта и его представитель в блоке N 3 акта не указываются, и не требуется наличия подписи такого представителя в блоке N 6 акта. При этом заказчик всю ответственность за оценку соответствия проектной документации результатов освидетельствования неизбежно берет на себя.

Четвертое правило: в случае неучастия юрлица в конкретном мероприятии по освидетельствованию соответствующие строчки в блоках N 1, N 3 и N 6 акта остаются незаполненными. Впрочем, целесообразно там указать причину неучастия юрлица и его представителя в данном конкретном освидетельствовании.

Пятое правило: в случае, если лицом, осуществляющим строительство, является застройщик, то в позициях "застройщик или технический заказчик" и "лицо, осуществляющее строительство" пишут сведения об одном и том же лице: застройщике.

Шестое правило: в случае, если лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, является застройщик, то в позициях "застройщик или заказчик" и "лицо, осуществляющее подготовку проектной документации" пишут сведения об одном и том же лице: застройщике.

Седьмое правило: в случае, если застройщик или технический заказчик на основании договора привлекли организацию для осуществления строительного контроля, то в позиции "застройщик или технический заказчик" пишут сведения только о том лице, которое уполномочено указанным договором проводить освидетельствование и оформлять соответствующий акт.

Существует и другая точка зрения: с учетом определений "застройщик" и "технический заказчик", содержащихся в п.п.16 и 22 ст.1 ГрК РФ, именно эти лица должны расписываться в данной графе в зависимости от распределения полномочий между указанными лицами в рамках договора.

Восьмое правило: Нет единства подхода по заполнению графы "лицо, осуществляющее строительства". С одной стороны, первая часть наименования позиции: "лицо, осуществляющее строительство,.." - это термин, предусмотренный частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ: "Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо". Таким образом, можно сделать вывод о том, что субподрядчик принципиально не является "лицом, осуществляющим строительство", сведения о котором следует заносить в рассматриваемую позицию акта.

2) другая часть наименования позиции: "…выполнившее работы…" тоже не относится к субподрядчику. Это утверждение вытекает из Градостроительного кодекса РФ, согласно которому все работы на объекте капитального строительства выполняются только лицом, осуществляющим строительство: "Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ… самостоятельно… и (или) с привлечением других… лиц" (см. часть 3 статьи 52). То есть, субподрядчик является привлекаемым лицом для выполнения генподрядчиком работ.

С другой стороны, имеется Гражданский кодекс РФ, который содержит следующие положения:

  • "Если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами" (ч.1 ст.704).
  • "Если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика" (ч.1 ст.706),
  • "Подрядчик, который привлек к исполнению договора подряда субподрядчика в нарушение положений пункта 1 настоящей статьи или договора, несет перед заказчиком ответственность за убытки, причиненные участием субподрядчика в исполнении договора" (ч.2 ст.706),
  • "Подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах, а также за недостижение указанных в технической документации показателей объекта строительства" (ч.1 ст.754).

Кроме того, существует ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, говорящая о том, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Рассмотрим следующую ситуацию: генподрядчик ("Ромашка"), у которого заключен договор генподряда с застройщиком ("Тюльпан"), привлек субподрядчика "Лютик" на прокладку труб. "Лютик" приобрел эти трубы (по ч.1 ст.706 ГК РФ), но они оказались некачественными. У "Лютика" и "Тюльпана" договорных отношений нет. "Ромашка" отвечает за действия "Лютика" перед "Тюльпаном". Означат ли это, что "Ромашка" не отвечает за качество труб перед "Тюльпаном"? Нет, конечно, "Ромашка" отвечает за весь результат работ, т.е. "Ромашка" должна была проконтролировать то, как "Лютик" осуществил входной контроль качества материалов.

Орган государственного строительного надзора, исходя из норм КоАП РФ, указанных выше, должен привлечь к ответственности как лицо, допустившее действие (в виде некачественно выполненных работ), так и бездействие (в виде неосуществленного входного контроля). В противном случае нарушается принцип неотвратимости наказания. А откуда орган государственного строительного надзора узнает о существовании субподрядчика? Из исполнительной документации, из спорной графы.

Итак, существуют три точки зрения, обоснованные законодательно. Первая и вторая - диаметрально противоположные. Третья - пытающаяся их как-то примирить. Это, когда указывается следующая формулировка: "Ромашка" (генподрядчик) силами "Лютика" (субподрядчика).

Бывает ситуация, когда все работы на объекте выполняются только лицом, осуществляющим строительство, и ответственность за их результат перед заказчиком несет только лицо, осуществляющее строительство.

Таким образом, рассматриваемая позиция: "лицо, осуществляющее строительство, выполнившее работы" - предусматривает оформление сведений только о лице, осуществляющем строительство. А вопрос "Зачем в акте дважды писать сведения об одном и том же лице?" надо адресовать Ростехнадзору, выдумавшему такую форму акта.

3.2. Вариант, когда информация в блоке N 1 является справочной информацией

Если информация в блоке N 1 представляет собой некую справочную информацию, и она не является неотъемлемой частью акта (на что явно указывает расположение блока N 1 выше наименования документа и его реквизитов), то действуют другие правила оформления:

Первое правило: в блоке N 1 обязательно приводятся сведения о всех юридических лицах - участниках строительства вне зависимости от фактического участия их представителей в мероприятии по освидетельствованию.

Второе правило: в блоке N 3 должны быть перечислены только те представители юрлиц, которые непосредственно участвуют в мероприятии по освидетельствованию и затем ставят свои подписи в соответствующих позициях блока N 6 акта.

Третье правило: соответствует восьмому правилу из п.3.1.

К сожалению, имеется распространенная практика претензий Госстройнадзора, что, дескать, если предусмотрена определенная позиция в форме акта, то обязательно должно быть обеспечено участие в освидетельствовании представителя соответствующего юрлица, все соответствующие строчки в акте должны быть заполнены, и его подпись поставлена.

4. Блок N 2 "Наименование документа и его реквизиты"

Блок N 2 "Наименование документа и его реквизиты" содержит наименование документа (акт), его номер и дату оформления.

Порядок присвоения номера акту должен быть предусмотрен соглашением между техническим заказчиком и лицом, осуществляющим строительство.

Датой оформления акта следует считать ту дату, когда поставлена последняя подпись. Дата оформления акта не должна быть ранее указанной в общем журнале даты окончания освидетельствуемых работ.

5. Блок N 3 "Сведения о представителях юридических лиц, участвующих в освидетельствовании"

Выше в пп.3.1-3.2 было выведено правило, согласно которому в блоке N 3 должны быть перечислены только те представители юридических лиц, которые непосредственно участвуют в мероприятии по освидетельствованию и затем ставят свои подписи в соответствующих позициях блока N 6 акта.

Основным правилом заполнения строчек в позициях блока N 3 "Сведения о представителях юридических лиц, участвующих в освидетельствовании" является то, что на строчке соответствующей позиции акта следует записывать те сведения и в таком порядке, как это указано в подстрочном тексте: "должность, фамилия, инициалы, реквизиты документа о представительстве".

Если в отношении записи должности, фамилии и инициалов обычно вопросов не возникает, то в отношении записи реквизитов документа о представительстве есть вопрос: на практике сложилась традиция записывать сведения о реквизитах приказа по организации, согласно которому данное должностное лицо участвует в освидетельствовании. Это является правовой ошибкой, поскольку законодательством предусмотрено иное.

Так, взаимоотношения между заказчиком и лицом, осуществляющим строительство, определены договором между ними. Согласно ч.3 ст.154 и ч.1 ст.160 Гражданского кодекса РФ договор является формой сделки. Ч.1 ст.182 ГК РФ предписывает совершать действия в рамках сделки на основании доверенности. Доверенность - это документ, в данном случае удостоверяющий право физлица представлять юрлицо при совершении сделки (в том числе при освидетельствовании). Документ должен быть составлен таким образом, чтобы у третьего лица, для представительства перед которым она выдана, не оставалось сомнений в том, кто такой представляемый (юрлицо), кто представитель (физлицо), каковы его полномочия и т.д.

Таким образом, на строчке соответствующей позиции акта после указания должности, фамилии и инициалов представителя организации следует записывать реквизиты выданной ему доверенности. В доверенности целесообразно указывать следующее:

  • место совершения сделки (адрес объекта капитального строительства);
  • дату оформления документа (число, месяц, год);
  • фамилию, имя, отчество представителя, его дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющих личность;
  • наименование представляемого юридического лица, участвующего в отношениях, сведения о государственной регистрации, местонахождение;
  • перечень полномочий представителя;
  • срок действия документа;
  • подпись руководителя представляемого юридического лица (либо иного лица, уполномоченного на выдачу доверенности учредительными документами);
  • печать юридического лица;
  • целесообразно дать образец подписи представителя.

Представители юрлиц, участвующих в мероприятии по освидетельствованию, предварительно обмениваются доверенностями, чтобы полномочия каждого были удостоверены. Если указанные представители назначены на весь период строительства объекта, то они обмениваются доверенностями в начале строительства.

Надо иметь в виду, что в контексте Гражданского кодекса указание в акте реквизитов приказа по организации в качестве документа о представительстве не является доказательством наличия соответствующих полномочий лица при освидетельствовании.

Необходимо помнить про срок действия доверенности, а также про то обстоятельство, что доверенность можно отозвать.

Отзыв нотариальной доверенности, разумеется, сложнее, чем в простой письменной форме, т.к. проводится также через нотариуса.

Простая письменная форма (под которой подразумевается, в частности, доверенность на бланке организации) отзывается просто приказом. Существует риск отзыва доверенности задним числом, когда в суде что-либо доказать будет чрезвычайно сложно.

Совет - в договоре строительного подряда оговаривать первоначально тех лиц, которые имеют право подписи (в дополнение к копиям доверенностей), а в дальнейшем оговорить, что стороны договора обязаны друг друга извещать в такой-то срок в случае изменения состава лиц, подписывающих те или иные документы. Если контрагент эту обязанность не выполнит - любой суд сочтет это злоупотреблением правом.

Далее обращают на себя внимание позиции, предусмотренные в блоке N 3 акта, например, освидетельствования скрытых работ:

  • представитель застройщика или технического заказчика;
  • представитель лица, осуществляющего строительство;
  • представитель лица, осуществляющего строительство, по вопросам строительного контроля;
  • представитель лица, осуществляющего подготовку проектной документации;
  • представитель лица, осуществляющего строительство, выполнившего работы, подлежащие освидетельствованию;
  • иные представители лиц, участвующих в освидетельствовании.

Итак, застройщика или технического заказчика представляет один человек. А для представителей лица, осуществляющего строительство, предусмотрены три позиции, если принять позицию, что во всех трех графах расписывается представитель генподрядчика или если он один выполняет все работы. Теперь вопрос: поскольку предусмотрены три позиции, то представителей указанного лица всегда должно быть трое? Если так, то кто-нибудь может рационально объяснить, зачем от одной организации в освидетельствовании обязательно должны участвовать три представителя? Здесь невольно вспоминается вопрос из интермедии А.Райкина: "Кто мне костюм сшил?" - "Мы!". По аналогии уместен вопрос заказчика: "Кто мне представляет результат работы?" - "Мы", - отвечают три представителя лица, осуществляющего строительство. Блестящая реализация "принципа коллективной безответственности": хочешь уйти от ответственности - создай комиссию!

Примечание: одно из мнений - в позиции "представитель лица, осуществляющего строительство, выполнившего работы, подлежащие освидетельствованию" не должен указываться представитель субподрядчика (согласно восьмому правилу из п.3.1 или третьему правилу из п.3.2). Если все-таки необходимо участие представителя субподрядчика, то для него в акте предусмотрена позиция: "иные представители лиц, участвующих в освидетельствовании". Другая позиция - представитель субподрядчика расписывается "представитель лица, осуществляющего строительство, выполнившего работы, подлежащие освидетельствованию". В графе "иные представители лиц, участвующих в освидетельствовании" целесообразно указывать привлеченных специалистов (в случае, если был спор о качестве работ) или лиц, выполняющих смежные работы (например, ту организацию, которая делала арматурный каркас при последующем бетонировании).

Еще один вопрос: кому дано право решать, сколько представителей от одного юрлица должно участвовать в мероприятии по освидетельствованию? Согласно контексту 9-10 глав Гражданского кодекса РФ это может решать только руководство такого юрлица. Отсюда вытекает, что наличие трех позиций в акте для указания представителей одной и той же организации не означает, что этих представителей обязательно должно быть трое. Могут быть и двое, но наиболее целесообразно назначать одного представителя, чтобы обеспечить реализацию принципа персональной ответственности - важнейшего принципа, позволяющего на деле реализовать ответственность при представительстве.

Примечание: органы госстройнадзора не имеют полномочий на решение вопроса о назначении числа представителей юрлица при освидетельствовании.

Грубая ошибка допущена в форме акта освидетельствования геодезической разбивочной основы, где указана позиция: "Представитель лица, осуществляющего строительство, выполнившего работы по созданию геодезической разбивочной основы". Лицо, осуществляющее строительство, не создает геодезическую разбивочную основу! Застройщик (технический заказчик) должен обеспечить вынос на площадку геодезической разбивочной основы лицом, имеющим выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по созданию опорных геодезических сетей - п.5.8 СП 48.13330.2011.

6. Блок N 4 "Содержание акта"

Блок N 4 "Содержание акта" содержит позиции, соответствующие наименованию и сущности каждого из рассматриваемых актов. Рассмотрим их последовательно.

6.1. Содержание акта освидетельствования геодезической разбивочной основы

При оформлении акта освидетельствования геодезической разбивочной основы обычно трудностей не возникает в том случае, если четко следовать указаниям подстрочного текста.

6.2. Содержание акта разбивки осей

В акте разбивки осей объекта капитального строительства на местности после слов "составили настоящий акт о том, что произведена в натуре разбивка осей" перечисляют буквенные и числовые обозначения осей. При заполнении п.1 акта надо четко следовать подстрочному тексту: "номер, другие реквизиты чертежа, наименование проектной документации". В п.2 акта "Закрепление осей произведено" следует указать фактически примененные способы закрепления осей на местности.

6.3. Содержание акта освидетельствования скрытых работ

В п.1 акта освидетельствования скрытых работ "К освидетельствованию предъявлены следующие работы" наименование работ должно соответствовать их наименованию, указанному, например, в смете, в ППР, в общем и специальном журналах работ, в журнале учета выполненных работ, в предыдущем акте, в котором разрешено выполнять данную освидетельствуемую работу, и т.д.

В п.2 акта "Работы выполнены по проектной документации" надо указать номер, другие реквизиты чертежа, наименование проектной документации, а также сведения о лицах, осуществляющих подготовку раздела проектной документации (это может быть либо лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, либо привлеченное им лицо. В последнем случае целесообразно указать реквизиты договора, на основании которого было привлечено такое лицо).

В п.3 акта "При выполнении работ применены" следует указывать наименование строительных материалов со ссылкой на сертификаты или другие документы, подтверждающие качество. Часто здесь дается либо неполная информация, либо бывают ошибки, причиной которых является банальное отсутствие входного контроля на объекте. Заказчику целесообразно требовать от лица, осуществляющего строительство, указания здесь реквизитов актов по входному контролю партий примененных стройматериалов, поскольку в них содержится вся необходимая информация об оценке соответствия таких партий при входном контроле, в т.ч. ссылки на документы о качестве, сертификаты, протоколы испытаний и т.п. Следует иметь в виду, что оформление указанных актов по входному контролю является обязанностью лиц, осуществляющих строительство, согласно постановлению Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" (см. подпункт "а" пункта 5 и пункт 12 "Положения…", утвержденного указанным постановлением).

В п.4 акта "Предъявлены документы, подтверждающие соответствие работ предъявляемым к ним требованиям" следует указывать исполнительные схемы и чертежи, результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля. Практика показывает, что в данном пункте редко указывают всю полноту требуемой информации. Техническому заказчику надо требовать от лица, осуществляющего строительство, строгого выполнения п.7.1.6 СП 48.13330.2011: лицо, осуществляющее строительство, обязано проверять соблюдение последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства. П.12 "Положения…" требует оформлять акты по результатам проведения каждого мероприятия по строительному контролю.

Более развернуто указано в п.7.1.6 СНиП 48.13330.2011:

"Операционным контролем исполнитель работ проверяет:

  • соответствие последовательности и состава выполняемых технологических операций технологической и нормативной документации, распространяющейся на данные технологические операции;
  • соблюдение технологических режимов, установленных технологическими картами и регламентами;
  • соответствие показателей качества выполнения операций и их результатов требованиям проектной и технологической документации, а также распространяющейся на данные технологические операции нормативной документации.

Места выполнения контрольных операций, их частота, исполнители, методы и средства измерений, формы записи результатов, порядок принятия решений при выявлении несоответствий установленным требованиям должны соответствовать требованиям проектной, технологической и нормативной документации.

Результаты операционного контроля должны быть документированы в журналах работ".

Следовательно, предпосылками для правильного оформления п.4 акта освидетельствования является оформление в ППР (или иной технологической документации) порядка операционного контроля и оформления его результатов в исполнительной документации.

Таким образом, в п.4 должна быть указана та оформленная исполнительная документация, которая была предусмотрена в ППР, а также перечислены реквизиты актов с результатами операционного контроля.

В случае, когда непосредственным исполнителем работ являлось привлекаемое лицо (субподрядчик), то заказчику целесообразно требовать указания реквизитов акта приемки таких работ генподрядчиком (обязанность оформления актов приемки работ вытекает из ч.4 ст.753 Гражданского кодекса РФ). Такие акты должны включать необходимую информацию и документы, доказывающие соответствие выполненных работ.

В п.5 акта указываются даты начала и окончания работ, соответствующие записям об этих работах в общем и специальных журналах, а также в журнале учета выполненных работ.

6.4. Содержание акта освидетельствования ответственных конструкций

В пп.1 и 2 акта освидетельствования ответственных конструкций согласно подстрочному тексту указывают перечень и краткую характеристику освидетельствуемых конструкций, а также номер и другие реквизиты чертежа, наименование проектной документации, сведения о лицах, осуществляющих подготовку раздела проектной документации.

В п.3 акта "При выполнении работ применены" следует указывать наименование строительных материалов со ссылкой на сертификаты или другие документы, подтверждающие качество. Заказчику целесообразно потребовать от лица, осуществляющего строительство, указания здесь реквизитов актов по входному контролю партий примененных стройматериалов и изделий.

В п.4 акта указываются скрытые работы, проведенные при изготовлении ответственных конструкций, даты и номера актов их освидетельствования.

В п.5 акта следует указать наименование и реквизиты документов, подтверждающих соответствие конструкций предъявляемым к ним требованиям. Следует иметь в виду, что исполнительные геодезические схемы положения конструкций, результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля, не являются исчерпывающей информацией. Должна быть указана вся оформленная исполнительная документация, которая была предусмотрена в ППР.

В случае, когда непосредственным изготовителем конструкций являлось привлекаемое лицо (субподрядчик), то заказчику целесообразно требовать указания реквизитов акта приемки таких конструкций генподрядчиком. Такие акты должны включать необходимую информацию и документы, доказывающие соответствие выполненных конструкций.

6.5. Содержание акта освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения

В п.1 акта освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения дают перечень и краткую характеристику таких участков.

В п.2 акта указывают номер, другие реквизиты чертежа, наименование проектной документации, сведения о лицах, осуществляющих подготовку раздела проектной документации.

В п.3 акта указывают номер и дату технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, кем они выданы, срок их действия, необходимые иные сведения.

В п.4 акта следует указывать наименование строительных материалов со ссылкой на сертификаты или другие документы, подтверждающие качество. Заказчику целесообразно требовать от лица, осуществляющего строительство, указания здесь реквизитов актов по входному контролю партий примененных стройматериалов и изделий.

В п.5 акта указывают скрытые работы, проведенные при монтаже участков сетей инженерно-технического обеспечения, даты и номера актов их освидетельствования.

В п.6 акта следует указать наименование и реквизиты документов, подтверждающих соответствие участков сетей инженерно-технического обеспечения предъявляемым к ним требованиям, в том числе исполнительные геодезические схемы положения конструкций, результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля, а также наименование технических условий и их реквизиты. При этом должна быть указана вся оформленная исполнительная документация, которая была предусмотрена в ППР.

В случае, когда непосредственным исполнителем участков сетей являлось привлекаемое лицо (субподрядчик), то заказчику целесообразно требовать указания реквизитов акта приемки таких участков генподрядчиком. Такие акты должны включать необходимую информацию и документы, доказывающие соответствие выполненных участков сетей.

В п.7 акта указывают наименование и реквизиты документов, в которых оформлены проведенные испытания и опробования участков сетей инженерно-технического обеспечения. Перечень требуемых испытаний и опробываний должен быть определен в ППР.

В п.8 акта указывают даты начала и окончания работ, соответствующие записям об этих работах в общем и специальных журналах, а также в журнале учета выполненных работ.

7. Блок N 5 "Состав акта"

Состав акта включает две позиции: количество экземпляров акта и приложения к акту.

Количество экземпляров акта определяется суммой: количество юридических лиц, участвующих в освидетельствовании, плюс количество представителей юрлиц, которые ставят свои подписи в акте, хотя РД 11-02-2006 напрямую на необходимое число экземпляров не указывает.

В отношении приложений к акту: приложения являются неотъемлемой частью акта. Решение о включении определенных документов в приложения к акту принимает лицо, осуществляющее строительство. При этом следует иметь в виду, что пакет документов в виде приложений должен быть вложен в каждый экземпляр акта.

При этом нужно четко понимать, что не все документы, которые вы перечисляете в акте, должны быть приложениями. Например, Вы закупили ж.д. состав металлических конструкций, которые Вы применяете на большом объекте (или по протяженности, или по количеству корпусов). Вы будете копировать весь пакет сопроводительной документации под каждый акт, которых может быть ни одна сотня? Нет, конечно, хотя иногда органы госстройнадзора эту "хотелку" озвучивают.

8. Блок N 6 "Выводы по акту"

Выводы по акту предусматриваются во всех утвержденных формах бланков. Так, в акте освидетельствования геодезической разбивочной основы указано следующее:

 


"Предъявленные к освидетельствованию знаки геодезической разбивочной основы для строительства, их координаты, отметки, места установки и способы закрепления соответствуют требованиям проектной документации, а также техническим регламентам (нормам и правилам), иным нормативным правовым актам


(номер, другие реквизиты чертежа, наименование проектной документации,


сведения о лицах, осуществляющих подготовку раздела проектной документации,


наименование, статьи (пункты) технического регламента (норм и правил), иных нормативных правовых актов)

и выполнены с соблюдением заданной точности построений и измерений".

В акте разбивки осей объекта капитального строительства на местности вывод предусмотрен пунктом 3 акта.

В акте освидетельствования скрытых работ - пунктами 6-7.

В акте освидетельствования ответственных конструкций - пунктами 8-9.

В акте освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения - пунктом 9.

Следует обратить внимание на оформление в строке только тех сведений, которые указаны в подстрочном тексте.

9. Блок N 7 "Подписи представителей юридических лиц, участвующих в освидетельствовании"

В указанной части акта должны быть подписи всех представителей юридических лиц, участвующих в освидетельствовании, перечисленных в блоке 3 акта. Следует иметь в виду, что дата оформления акта назначается только после получения всех подписей. Подписание "задним числом", т.е. подписание после указанной даты акта, не допускается ни при каких обстоятельствах.

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Техэксперт: Стройэксперт» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.

Подписаться на рассылку новых консультаций