Новости
Письмо ФНС России от 31 октября 2017 года N ЕД-4-9/22123@Все новости

ФНС дала рекомендации как считать налоговые базы и сумму соответствующего налога, чтобы выявить и доказать недобросовестность налогоплательщика

Ранее при выявлении налоговых схем инспекторы руководствовались постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53. С 19 августа 2017 года, действует статья 54.1 НК РФ, которая называется "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога сбора, страховых взносов". Введенная Законом N 163-ФЗ статья 54.1 НК РФ направлена на предотвращение использования "агрессивных" механизмов налоговой оптимизации. Эта статья посвящена вопросам законного и незаконного признания расходов и предъявления вычетов. В ней определены конкретные действия налогоплательщика, которые расцениваются как злоупотребление своими правами.

И теперь, в письме говорится, что после вступления в силу статьи 54.1 НК РФ налоговики при проведении камеральных и выездных проверок больше не должны руководствоваться Постановлением ВАС N 53. Данный запрет распространяется на проверки, решение о назначении которых принято 19 августа и позднее.

Основным принципом проведения налоговых проверок, является презумпция добросовестности налогоплательщика. Она предполагает, что пока не доказано обратное, действия налогоплательщика считаются экономически оправданными, а сведения, отраженные им в декларациях и бухгалтерской отчетности, - достоверными.

Полномочия налоговых органов по сбору доказательственной базы ограничены, как и прежде, разделами V, V_1, V_2 НК РФ. Никаких дополнительных возможностей им не предоставили.

Также закреплено, что положение о том, что возможность достижения того же результата путем заключения других законных сделок сама по себе не свидетельствует о необоснованной налоговой выгоде. Точно такое же утверждение сделано и в отношении ситуации, когда контрагент налогоплательщика не исполнил своих налоговых обязательств. Данный факт не является самостоятельным основанием для аннулирования расходов и вычетов.

Определены критерии искажения налоговой отчетности

Пунктом 1 статьи 54.1 НК РФ установлено, что уменьшение налоговой базы и налога невозможно, если оно является результатом искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и объектах налогообложения. Эту норму можно применять, только если сведения были искажены умышленно. То есть когда налогоплательщик сознательно отразил в учете неверную информацию, применил неправильную налоговую ставку, льготу или выбрал не тот налоговый режим. То же относится и к налоговым агентам, сознательно манипулирующим статусом налогоплательщика либо налогового агента и не удерживающим положенные суммы НДФЛ или НДС.

Наличие умысла в налоговом правонарушении должно быть отражено в актах и решениях по результатам проверок. Чтобы зафиксировать умышленное внесение недостоверных сведений в налоговую декларацию, налоговикам недостаточно просто перечислить все сделки, позволившие получить налоговую выгоду. Ревизоры обязаны назвать конкретные действия налогоплательщика и доказать, что они совершены намеренно. В противном случае нужно признать не искажение сведений, а методологическую ошибку, но она не дает права на применение пункта 1 статьи 54.1 НК РФ.

В письме приведены примеры искажения отчетности и признаки налоговых схем, подпадающих под пункт 1 статьи 54.1 НК РФ:

  • дробление бизнеса, направленное на незаконное использование специальных налоговых режимов;
  • искусственное создание условий, позволяющих применять пониженные налоговые ставки, льготы и освобождение от уплаты налога;
  • схемы, нацеленные на неправомерное применение норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения;
  • нереальность исполнения сделки (операции) сторонами (отсутствие факта ее совершения).

Об умышленных действиях и о наличии налоговой схемы могут говорить факты юридической, экономической или иной подконтрольности участников сделки. Речь идет о ситуациях, когда проверяемый налогоплательщик или его должностное лицо имели возможность влиять на условия и результаты деятельности, манипулировать сроками или порядком проведения расчетов.

Однако даже если участники схемы не были подконтрольны, они могли действовать согласованно, предопределяя движение денежных и товарных потоков и совершая другие запланированные организатором операции. Чтобы доказать умысел и вывести соучастников схемы на чистую воду, инспекторам надлежит разобраться, чьи интересы они преследовали. Тот, кто получил налоговую выгоду, и есть главный нарушитель закона.

Два условия для уменьшения налоговой базы

Согласно пункту 2 статьи 54.1 НК РФ, налогоплательщикам, не искажавшим сведений о своей хозяйственной деятельности и об объектах налогообложения, разрешено уменьшать облагаемую базу и сумму налога к уплате. Но не всегда, а при одновременном соблюдении двух условий:

  1. основной целью сделки или операции не является неуплата, зачет или возврат налога;
  2. обязательство по сделке исполнено лицом, которое является стороной договора или лицом, которому данное обязательство перешло по закону.

Подозрительными являются такие факты, как использование поставщиком и покупателем одного IP-адреса и хранение печатей и документов продавца в офисе покупателя. Вероятно, эти обстоятельства свидетельствуют об обналичивании средств, то есть о схеме, когда деньги переводятся фиктивному поставщику, а потом нелегально возвращаются покупателю. Очевидно, что подобные операции не дают права на вычеты и расходы.

При этом налоговики обязаны учитывать пункт 3 статьи 54.1 НК РФ. В нем говорится, что подписание первичных документов неустановленным или неуполномоченным лицом не может служить самостоятельным основанием для отмены вычетов и расходов.

Данный документ находится в системе «Помощник бухгалтера».
Купить информационно-правовую систему для бухгалтера «Кодекс: Помощник бухгалтера» Вы сможете, заказав бесплатную демонстрацию в Вашем офисе.
Позвоните по телефону: +7(495)730-07-66.
Контактное лицо: Зорина Екатерина

Предыдущая новость:

Письмо Минфина России от 9 ноября 2017 года N 03-07-14/73658, Письмо Минфина России от 8 ноября 2017 года N 03-07-09/73538, Письмо Минфина России от 8 ноября 2017 года N 03-07-09/73536, Письмо Минфина России от 8 ноября 2017 года N 03-07-09/73536 и Письмо

Строки 2а и 6а "Адрес" счета-фактуры могут быть заполнены с сокращениями, частично заглавными и частично строчными буквами, и без наименования страны

Следующая новость:

Закон Московской области от 09.11.2017 N 190/2017-ОЗ

Утвержден порядок проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей по контракту в Московской области