Новости
Постановление от 28.07.2017 N А41-1718/2017Все новости

В иске отказано, так как истец предоставил в качестве доказательств по делу документы, составленные с нарушением Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов

ООО (истец) обратилось с иском к АО (ответчик) о признании необоснованным и несоответствующим законодательству о теплоснабжении порядка расчета ответчика за поставленную тепловую энергию для нужд отопления за спорный период, а также об обязании ответчика произвести перерасчет за поставленную тепловую энергию за спорный период с учетом отклонений от нормируемых параметров качества; обязании зачесть в счет текущих и будущих платежей за поставленную тепловую энергию излишне оплаченные истцом денежные средства за поставленную тепловую энергию за спорный период.

Решением арбитражного суда в удовлетворении заявленных истцом требований отказано. Постановлением арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения. Арбитражный суд Московского округа постановлением от 28 июля 2017 года N А41-1718/2017 оставил указанные судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Как установлено судами и следует из материалов дела, между ответчиком (теплоснабжающая организация) и истцом (исполнитель коммунальных услуг) был заключен договор теплоснабжения, по условиям которого теплоснабжающая организация обязалась подавать исполнителю коммунальных услуг тепловую энергию установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом подачи, а исполнитель коммунальных услуг обязался принимать и оплачивать принятый объем тепловой энергии.

Согласно договору, теплоснабжающая организация подает тепловую энергию исполнителю коммунальных услуг для последующего оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах. В договоре закреплено, что теплоснабжающая организация и исполнитель коммунальных услуг обязуются соблюдать режим подачи теплоносителя (температура воды в подающем и обратном трубопроводе тепловой сети, температура воды после узла смешения) в соответствии с температурным графиком тепловых сетей. Также договором закреплено, что теплоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемой тепловой энергии на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам. Во исполнение принятых на себя обязательств теплоснабжающая организация в спорный период поставила исполнителю коммунальных услуг тепловой энергии на сумму, которая была полностью им оплачена. В конце спорного периода представители исполнителя коммунальных услуг составили акты, из которых следует, что температура теплоносителя на границе зон разграничения балансовой принадлежности не соответствует требованиям Постановления Правительства N 354 от 06.05.11. Истец направил в адрес ответчика претензию, в которой потребовал произвести перерасчет стоимости поставленной тепловой энергии в связи с ее ненадлежащим качеством. Указанная претензия была оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с иском, в котором было отказано. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно указал на то, что они не подтверждены документально.

Так, в соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Согласно статье 542 Гражданского кодекса Российской Федерации, качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.10 "О теплоснабжении", качество теплоснабжения - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя. При этом порядок расчета за коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения урегулирован "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.11 (Правила N 354). В Правилах N 354 регламентирован порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества: при обнаружении исполнителем факта нарушения качества коммунальных услуг всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению. При этом в течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг. Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов. Помимо этого, Правилами предусмотрено, что в случае, если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки. Причем по окончании проверки составляется совместный акт проверки. При этом, если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги. Аналогичный порядок фиксации выявленного факта поступления тепловой энергии ненадлежащего качества закреплен в договоре теплоснабжения между истцом и ответчиком.

Согласно Правилам N 354, в случае непроведения исполнителем проверки в срок, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом. Таким образом, надлежащим доказательством поставки тепловой энергии ненадлежащего качества является журнал регистрации, акт проверки и почасовой график температуры, которых истцом в материалы дела не было представлено.

Как следует из материалов дела, между сторонами не велось никакой переписки по поводу поставки в спорный период тепловой энергии ненадлежащего качества до момента направления претензии. В подтверждение факта несоответствия температуры тепловой энергии истец ссылается на акты. Однако в нарушение указания действующего законодательства и соглашения сторон указанные акты были составлены истцом в отсутствие представителя ответчика или трех жильцов. Доказательств извещения ответчика о времени и месте проведения проверок и составления указанных актов не представлено. Учитывая, что согласно договору теплоснабжения тепловая энергия поставлялась в 44 многоквартирных жилых дома, а представленные истцом акты были составлены в трех отдельных квартирах двух домов, а остальные акты были составлены при обследовании поверхностей магистралей около 5 домов, что свидетельствует о проведении обследования за границами балансовой принадлежности, в связи с чем суд правомерно не принял их в качестве доказательства по делу.

Данный документ находится в линейке системе «Судебная практика».
Чтобы заказать бесплатную демонстрацию линейки систем «Кодекс: Судебная практика» заполните форму.
Чтобы купить систему, позвоните по телефону: +7(495)730-07-66.
Контактное лицо: Зорина Екатерина

Бесплатно скачать текст документа
Постановление от 28.07.2017 N А41-1718/2017
Предыдущая новость:

Постановление Правительства РФ от 19.08.2017 N 986

Установлен порядок осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета в части размещения средств на счетах в кредитных организациях

Следующая новость:

Приказ Минсельхоза России от 26.07.2017 N 366

Утвержден административный регламент по предоставлению услуги по государственной регистрации ГМО для производства кормов