+7 (495)730-07-66
Консультация дня
Увеличение ценыВсе консультации

Увеличение цены муниципального контракта в судебном порядке

Вопрос:

Заводом заключен муниципальный контракт (как с единственным участником аукциона) на участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома. Завод - Застройщик, администрация муниципального поселения - Дольщик, выкупает все квартиры в доме. Контракт не предусматривает возможности увеличения цены договора по соглашению сторон. В процессе выполнения работ возникло два вопроса:

  1. В смете, по которой считалась цена договора, выявилась ошибка - в смете в строке "итого", по разделу, отражающему цену строительства надземной части дома без сетей и отделки, опечатка в сторону уменьшения цены на 6 млн.руб. То есть если сложить все итоговые суммы подразделов, входящих в раздел сметы с ошибочным итогом, то цифра должна получиться 43 млн.руб., а в итоге стоит - 36 млн.руб. Соответственно, и стоимость строительства уменьшилась на 6 млн. рублей.
  2. Наружные сети к дому стоят по факту на 2 млн. больше, чем это предусмотрено проектом и сметой, так как протяженность сетей из-за неправильного предоставления исходных данных проектировщикам, по факту оказалась гораздо большей, чем есть на самом деле. Изначально ошибочные данные были предоставлены администрацией на стадии проектирования. В проект и смету были внесены соответствующие изменения, отражающие увеличение протяженности сетей.

Проектно-сметная документация уже в процессе строительства дома прошла государственную экспертизу, которая подтвердила увеличение стоимости строительства дома и в части 6, и в части 2 млн. рублей.

Обо всех этих обстоятельствах стороны вели переписку, в процессе которой администрация, получив от Завода комплект подтверждающих документов, согласилась оплатить выявленную разницу в цене и даже уже создала на это резерв денежных средств из муниципального бюджета. Стороны заключили дополнительное соглашение к договору, согласно которому, они внесли изменения в пункт контракта, не разрешающий менять цену, изложив его в редакции, позволяющей по соглашению сторон изменять цену контракта, и увеличили цену контракта на 8 млн. рублей, что не превышает 10% увеличения стоимости контракта. Лимит увеличения, предусмотренный частью 1. ст.95 Закона 44-ФЗ, не превышен. Однако непосредственно перед передачей этого соглашения на регистрацию, администрация прислала письмо о том, что данное соглашение не соответствует закону и аннулируется.

Имеет ли право вообще и в каких именно случаях Застройщик может требовать увеличения цены муниципального контракта на долевое участие в строительстве в судебном порядке, если самим контрактом, такое увеличение не предусмотрено?

Ответ:

Цена является существенным условием контракта. Изменять же существенные условия контракта можно только по соглашению сторон и только по основаниям, указанным в части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Изменять цену контракта по другим основаниям недопустимо.

Обоснование:

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

При этом согласно части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и статьей 95 Закона N 44-ФЗ.

Таким образом, контракт всегда заключается по цене, предложенной победителем закупки. Сумма, предусмотренная контрактом за поставленные товары, выполненный объем работ или услуг, должна быть оплачена победителю закупки в установленном контрактом размере. Цена заключенного контракта может быть изменена только в случаях, определенных в статье 95 Закона N 44-ФЗ (письмо Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28и-1889).

Так, увеличить цену контракта возможно только по соглашению с заказчиком и одновременно при соблюдении трех условий:

  1. увеличение цены контракта производится пропорционально увеличению количества товаров, объема работ (услуг);
  2. цена увеличивается не более чем на 10%;
  3. возможность изменения условий контракта предусматривалась документацией об электронном аукционе.

Минэкономразвития России подтверждает, что положениями Закона N 44-ФЗ предусмотрено право только по соглашению сторон изменять цену контракта (увеличивать или уменьшать), но не более чем на десять процентов цены контракта, пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги. При этом указанные изменения распространяются только на товары, работы, услуги, предусмотренные контрактом (письмо от 03.02.2015 N Д28и-246).

Таким образом, статьей 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, установленных положениями указанной статьи Закона N 44-ФЗ. В данной норме содержится исчерпывающий перечень случаев, при которых возможно изменение существенных условий контракта по соглашению сторон. Следовательно, изменение цены муниципального контракта в судебном порядке по требованию одной из сторон недопустимо.

Из судебной практики, кроме того, следует, что техническая ошибка в сметной документации, влияющая на стоимость работ, не является основанием для изменения согласованной цены государственного (муниципального) контракта (Постановление ФАС Уральского округа от 16.03.2012 N Ф09-813/12 по делу N А76-12095/2011).

При этом запрет на изменение контракта практически не оставляет вариантов разрешения подобных ситуаций, один из наиболее очевидных - расторжение контракта.

Так, в силу части 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается:

  • по соглашению сторон;
  • по решению суда;
  • в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Расторгнуть контракт в одностороннем порядке можно только по основаниям, указанным в гражданском законодательстве, других федеральных законах (часть 19 статьи 95 Закона N 44-ФЗ). Увеличение цены не является таким основанием.

Следовательно, увеличение цены контракта может быть основанием для расторжения контракта в судебном порядке.

В тоже время, если стороны согласны с расторжением контракта, то расторгнуть контракт можно без обращения в суд. Контрагент (застройщик) может обратиться к заказчику с просьбой расторгнуть контракт по соглашению сторон с оплатой фактически выполненного объема работ.

Если контракт не будет расторгнут, он должен быть исполнен по цене, установленной в контракте.

Лисицкая О.С.,

эксперт по гражданскому, корпоративному и трудовому праву

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник юриста» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.

Подписаться на рассылку новых консультаций