Требования председателя совета МКД по уборке подъездов
Ситуация:
Председатель совета многоквартирного дома предъявил нам требования:
- Назначить ответственного от управляющей организации за проведение уборки в подъездах и на доске объявления в подъездах вывесить его Ф.И.О. и номер телефона;
- Согласовать с председателем совета многоквартирного дома должностную инструкцию для уборщиц и график уборки подъездов и тоже вывесить на информационные доски в подъезде (с подписями уборщиц в должностной инструкции);
- Обязать уборщицу после каждой уборки подписывать акт у жильцов подъезда;
- Уволить дворников и уборщиц не славянской национальности, принять на работу только русских.
Вопрос:
Правомерны ли эти требования?
Ответ:
1. Требования председателя совета дома:
- назначить ответственного за проведение уборки в подъездах;
- вывесить на информационных досках в подъездах фамилию, имя, отчество и номер телефона ответственного за уборку - неправомерны, если это прямо не указано в договоре управления многоквартирным домом (далее - МКД).
2. Требования:
- согласовать с председателем совета МКД график уборки подъездов;
- вывесить график уборки на информационные доски в подъезде - правомерны, только если условия об этом содержаться в договоре управления МКД.
Требование согласовать с председателем совета МКД должностные инструкции для уборщиц и вывесить их на информационных досках в подъездах неправомерно.
3 Требование обязать уборщицу подписывать акт уборки подъезда у жильцов подъезда правомерно, если данное условие указано в договоре управления МКД.
4. Требование уволить дворников и уборщиц не славянской национальности и принять на работу только русских сотрудников неправомерно.
Обоснование:
1-4 Взаимоотношения собственников помещений в многоквартирном доме (далее - МКД) и управляющей организацией регулируются договором управления (ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ)).
В соответствии с условиями договора управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, в течение согласованного срока за плату обязуется (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ):
- выполнять работы и оказывать услуги по управлению МКД;
- оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме;
- предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений
- обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.
Требования по содержанию общего имущества МКД, в том числе график уборки подъездов и придомовой территории, включаются в договор по управлению МКД. Таким образом, собственники помещений на общем собрании принимают решение об определении сроков проведения уборки, которые управляющая организация должна соблюдать (ст. 44 ЖК РФ).
График уборки подъездов и придомовой территории, как правило, оформляется приложением к договору управления многоквартирным домом.
Таким образом, график уборки должен быть определен на общем собрании собственников и оформлен приложением к договору управления МКД.
Одним из существенных условий договора управления является установление порядка осуществления контроля выполнения управляющей организацией ее обязательств по договору управления (ч. 3 ст. 162 ЖК РФ).
Следовательно, на общем собрании должны быть приняты решения и в договор управления внесены условия о:
- порядке ознакомления собственников помещений в МКЖД с графиком уборки подъездов;
- назначении в управляющей организации лица, ответственного за уборку подъездов;
- порядке контроля качества уборки подъездов (подписание актов уборки у жильцов подъезда);
- размещение на информационных стендах графика уборки подъездов.
Отметим, что назначение лица, ответственного за уборку подъездов, может потребовать наличия дополнительной штатной единицы, что увеличит расходы на управление МКД, следовательно, приведет к увеличению платы за жилое помещение.
Перечень информации, которую управляющая организация обязана разместить на информационных досках, приведен в пп. "п" п. 31 Правил предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением правительства РФ от 06.05.2011 N 354, п.31 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановление Правительства РФ от 15.05.2013 N 416.
Нормативными документами не предусмотрена обязанность управляющей организации размещать на информационных досках отдельно информацию о лице, ответственном за уборку общедомового имущества, а также должностные инструкции уборщиц.
В качестве информирования собственников помещений управляющая организация должна разместить на информационных досках график уборки в подъездах, если это будет указано в договоре управления МКД (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
Председатель совета МКД (п. 5 ч. 8 ст. 161_1 ЖК РФ):
а) осуществляет контроль выполнения обязательств по заключенным договорам оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД на основании доверенности, выданной собственниками помещений;
б) подписывает акты о:
- приемке оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД
- нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества;
- непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества,
в) направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных договором управления МКД.
Из приведенного перечня полномочий председателя совета МКД следует, что он не вправе вмешиваться в деятельность управляющей организации, если это прямо не указано в договоре управления МКД.
Кроме того, полномочия председателя совета МКД предусматривают только контроль качества выполняемых работ и не дают ему право вмешиваться в деятельность управляющей организации по подбору и увольнению персонала, назначению должностных лиц, разработку должностных инструкций.
Отношения между управляющей организацией и ее сотрудниками регулируются трудовым законодательством.
Нормами жилищного законодательства не установлено право собственников контролировать трудовую и кадровую деятельность управляющей организации в процессе управления МКД.
Следовательно, требования о согласовании с председателем совета МКД должностных инструкций и увольнении сотрудников неславянской внешности незаконны и не обоснованы.
Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Эксперт Кульченков Дмитрий Иванович
Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Техэксперт: Стройэксперт» в рамках стандарта обслуживания.
Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.