Регистрация
Обновить
*Все поля обязательны
  для заполнения
+7 (495)730-07-66
Консультация дня
Средства наглядной агитацииВсе консультации

Средства наглядной агитации, используемые при пикетировании, должны соответствовать заявленной цели публичного мероприятия

Вопрос:

В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" установлено, что пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Должны ли, используемые при пикетировании плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, по своему содержанию соответствовать целям пикета?

Ответ:

Плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, используемые при пикетировании, должны соответствовать заявленной цели данного публичного мероприятия.

Использование средств наглядной агитации, не соответствующих заявленной цели пикетирования, свидетельствует о нарушении организатором публичного мероприятия установленного порядка проведения пикетирования, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ.

Обоснование:

В силу требований пункта 3 части 4 статьи 5 Федерального законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ (в ред. от 07.06.2017) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон о собраниях) организатор публичного мероприятия обязан обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Согласно пункту 7 статьи 2 Закона о собраниях уведомление о проведении публичного мероприятия представляет собой документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном данным Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка. В уведомлении о проведении публичного мероприятия указывается, в числе прочего, цель публичного мероприятия (пункт 1 части 3 статьи 7).

Согласно пункту 6 статьи 2 Закона о собраниях пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Согласно пункту 3 статьи 4 Закона о собраниях к организации публичного мероприятия относится в числе прочего изготовление и распространение средств наглядной агитации.

Следовательно, использование средств наглядной агитации, не соответствующих заявленной цели пикетирования, свидетельствует о нарушении организатором публичного мероприятия установленного порядка проведения пикетирования, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ.

Указанный вывод подтверждается судебной практикой, в частности, решением Верховного суда Республики Карелия от 16.03.2016 N 12-48/2016, постановлением Тульского областного суда от 15.07.2015 N 4а-193/15; постановлением Владимирского областного суда от 07.10.2014 N 4а-286/2014 и др.

Груша Г.А.,
эксперт Линии профессиональной поддержки

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник юриста» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.

Подписаться на рассылку новых консультаций