+7 (495)730-07-66
Консультация дня
Проживание в командировке у частного лицаВсе консультации

Проживание в командировке у частного лица

Вопрос:

Наши сотрудники поехали в командировку и остановились у частного лица.

Частное лицо совместно с нашим сотрудником предоставило нам договор и товарный чек с круглой печатью.

Достаточно ли указанных документов для принятия расходов в налоговом учете?

Ответ:

Данных документов достаточно для подтверждения расходов. Работник вправе в период командировки проживать в жилом помещении, не относящемся к гостиничному комплексу.

Обоснование:

В соответствии со ст.168 ТК РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:

  • расходы по проезду;
  • расходы по найму жилого помещения;
  • дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
  • иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Согласно ч.2 ст.168 ТК РФ порядок возмещения командировочных расходов (в том числе и по оплате жилого помещения) устанавливается коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

В соответствии с п.26 постановления Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки" работник по возвращении из командировки обязан представить работодателю в течение 3 рабочих дней: авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах и произвести окончательный расчет по выданному ему перед отъездом в командировку денежному авансу на командировочные расходы. К авансовому отчету прилагаются документы о найме жилого помещения, фактических расходах по проезду (включая оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей) и об иных расходах, связанных с командировкой.

В Постановлении ФАС СЗО от 18.10.2007 N А56-8092/2007 отмечено, что командированный сотрудник вправе в период командировки проживать не только в гостинице, но и в жилом помещении, не относящемся к гостиничному комплексу. В таком случае документом, подтверждающим расходы по найму жилого помещения, может быть документ, составленный нанимателем и наймодателем в произвольной форме. Так как НК РФ не содержит требований к документам, которые должны представляться налогоплательщиком в подтверждение расходов по найму жилого помещения.

Лежнева В.В.,

эксперт в области бухгалтерского учета и налогообложения

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник бухгалтера» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.