+7 (495)730-07-66
Консультация дня
Привлечение к дисциплинарной ответственностиВсе консультации

О соблюдении порядка привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности

Вопрос:

Во время нахождения госслужащей в отпуске по уходу за ребенком установлено, что ею во время работы (службы) совершен дисциплинарный проступок. Правомерно ли провести в отношении нее сейчас служебную проверку, и как истребовать с нее объяснение?

Ответ:

Отсутствие гражданского служащего на службе по уважительным причинам до истечения шести месяцев со дня совершения им дисциплинарного проступка препятствует завершению служебной проверки и, соответственно, исключает возможность привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности.

Обоснование:

Срок, в течение которого гражданский служащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, ограничен требованиями статьи 58 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ):

  • дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки (часть 4);
  • дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (часть 5).

Из приведенных правил статьи 58 Закона N 79-ФЗ следует, что гражданский служащий в период его отсутствия на службе по уважительной причине вправе не представлять представителю нанимателя какие-либо объяснения в письменной форме, а указанные уважительные причины (в т.ч. пребывание гражданского служащего в отпуске) - не являются основанием для приостановления шестимесячного срока или для его восстановления.

При этом правовые последствия неполучения от гражданского служащего объяснений в письменной форме в связи с его отсутствием на службе по уважительной причине не совпадают с правовыми последствиями отказа гражданского служащего дать объяснения при нахождении его на службе. В первом случае неполучение объяснений не позволяет применить дисциплинарное взыскание, во втором же случае отказ от дачи пояснений не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Кроме того, отсутствие гражданского служащего на службе по уважительным причинам не позволяет предоставить ему гарантии защиты его прав и законных интересов, предусмотренные частью 8 статьи 59 Закона N 79-ФЗ, в частности, реализовать право на ознакомление с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки по окончании служебной проверки.

Таким образом, отсутствие гражданского служащего на службе по уважительным причинам до истечения срока, установленного общим правилом части 5 статьи 58 Закона N 79-ФЗ (шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка) не позволяет завершить служебную проверку, проведение которой в соответствии с частью 2 статьи 58 Закона N 79-ФЗ является условием привлечения гражданского служащего к дисциплинарной1 ответственности.

________________

1В связи с приведенными выводами показательны положения "Методических рекомендаций по повышению эффективности проведения служебных проверок в территориальных органах ФССП России" (утв. ФССП России 24.11.2011 N 12/12-28810), в которых с целью определения целесообразности проведения служебной проверки в отношении гражданского служащего перед ее инициированием рекомендуется предварительно устанавливать следующие обстоятельства (пункт 2.1):

  • сроки, прошедшие с момента совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка, предусмотренные пунктами 4, 5 статьи 58 Закона N 79-ФЗ;
  • документальное подтверждение факта совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;
  • наличие должностного регламента гражданского служащего и факт ознакомления с ним гражданского служащего;
  • наличие функций в должностном регламенте гражданского служащего, невыполнение (ненадлежащее выполнение) которых послужило поводом для принятия решения о проведении служебной проверки;
  • нахождение гражданского служащего на рабочем месте, поскольку могут истечь сроки, установленные п.5 статьи 58 Закона N 79-ФЗ (например, отпуск по уходу за ребенком, болезнь и т.д.);
  • устранение нарушений, а также срок нахождения гражданского служащего в замещаемой должности.

Далее, в Методических рекомендациях полагается нецелесообразным инициировать служебные проверки в отношении гражданских служащих в случаях, когда:

  • истекли сроки, установленные пунктами 4, 5 статьи 58 Закон N 79-ФЗ;
  • факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка документально не подтверждается;
  • отсутствует должностной регламент, функции, о которых упоминается выше;
  • гражданский служащий будет отсутствовать на рабочем месте по уважительной причине более 6 месяцев;
  • гражданский служащий находится в замещаемой должности менее 6 месяцев;
  • выявленные нарушения на момент инициирования служебной проверки устранены и не повлекли вреда (ущерба).

Груша Г.А.,
эксперт Линии профессиональной поддержки

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник кадровика» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.

Подписаться на рассылку новых консультаций