+7 (495)730-07-66
Консультация дня
Приобретение вторсырья у физических лицВсе консультации

Приобретение вторсырья у физических лиц - налогообложение и применение ККТ

Вопрос:

В организации нет кассовой дисциплины, за исключением выдачи в подотчет и заработной платы некоторым сотрудникам. Появилась необходимость покупки вторсырья (макулатуры и полиэтилена) у физических лиц (населения). Ежедневно по несколько покупок. Какие нормативные документы нужны? Какими документами оформляются операции? При учете в налоговом учете могут ли возникнуть сложности? Организация применяет УСН "доходы минус расходы".

Ответ:

Организация, осуществляющая деятельность по приему вторсырья (макулатуры и полиэтилена) у физических лиц, вправе не использовать ККТ до 1 июля 2018 г. При приеме вторсырья следует использовать бланки строгой отчетности, изготовленные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359. У организации не возникает обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет сумм НДФЛ с доходов, выплаченных физическим лицам за принятую макулатуру, а также по представлению в налоговый орган сведений о таких доходах.

Обоснование:

Деятельность организаций, осуществляющих сбор макулатуры - вторичного сырья, регулируется следующими нормативными документами:

  • Гражданским кодексом Российской Федерации;
  • Федеральным законом от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
  • Санитарными правилами по сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторичного сырья, утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 22.01.82 N 2524-82.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (в редакции до внесения изменения Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") (далее - Закон N 54-ФЗ, Закон N 290-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт обязаны применять контрольно-кассовую технику в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении видов деятельности, перечисленных в указанном пункте.

В указанном перечне, в частности, содержится такой вид деятельности, как прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней (абзац 10 пункта 2 статьи 2 Закона N 54-ФЗ).

Такое право сохранено до 1 июля 2018 года (пункта 9 статьи 7 Закона N 290-ФЗ).

Таким образом, организация, осуществляющая деятельность по приему стеклопосуды у физических лиц, вправе не использовать ККТ.

Заметим, что при закупке за наличный расчет вторсырья у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей необходимо применять ККТ и выдавать в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки (письмо УФНС по городу Москве от 02.09.2009 N 17-15/091660).

В письме УФНС по г.Москве от 10.06.2011 N 16-15/056840@ разъяснено, что при приеме у населения вторсырья организация вправе использовать бланки строгой отчетности при наличных денежных расчетах с населением, изготовленные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359.

Также необходимо рассмотреть вопрос возникает ли у организации обязательство по исчислению и уплате в бюджет НДФЛ с выплат, производимых физическим лицам? УФНС по г.Москве дало разъяснение по этому вопросу в письме от 10.06.2011 N 16-15/056840@, указав, что подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 НК РФ установлено, что физические лица, получившие доход от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, самостоятельно исчисляют налог исходя из сумм полученных ими доходов. Также они обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую декларацию.

Таким образом, поскольку организация, выплачивающая физическим лицам доход от продажи (сдачи) принадлежащего им на праве собственности имущества - макулатуры, не признается налоговым агентом, то у нее не возникает обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет сумм налога с указанных доходов, а также по представлению в налоговый орган сведений о таких доходах.

В части бухгалтерского учета операций по приему макулатуры необходимо отметить, что согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, такие операции отражаются по счет 41 "Товары".

Лермонтов Ю.М.,
советник государственной гражданской службы III класса

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник бухгалтера» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.

Подписаться на рассылку новых консультаций