Консультация дня
Прекращение трудовых отношений с руководителем организацииВсе консультации

Прекращение трудовых отношений с руководителем организации не исключает его ответственность за правонарушение в период исполнения служебных обязанностей

Вопрос:

В отношении директора государственного бюджетного учреждения назначено судебное заседание по административному делу по ч.13 ст.19.5 КоАП.

В порядке главы 25 КоАП орган, составивший протокол (была проверка пожарной безопасности), лицом, участвующим в деле, не является. Имеет ли право руководитель перенести судебное заседание несколько раз? Какие последствия будут, если не явиться на судебное заседание и не ходатайствовать о переносе судебного заседания? Есть еще одно уточнение, срок полномочий руководителя заканчивается 20.03.2020, а заседание назначено на 02.04.2020, имеет ли право в связи с этим учреждение заявить о переносе судебного заседания, и вопрос, кто будет привлечен тогда к административной ответственности?

Ответ:

Руководитель ГБУ, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, вправе заявить ходатайство об отложении рассмотрения дела.

При обстоятельствах, указанных в вопросе, дело может быть рассмотрено в отсутствие должностного лица при наличии двух условий:

  • - если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и
  • - если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела (либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения).

Поскольку на момент совершения правонарушения лицо, привлеченное к административной ответственности, являлось руководителем организации, оно может быть привлечено к административной ответственности как должностное лицо, вне зависимости от того, что к моменту возбуждения или рассмотрения дела оно утратило статус руководителя и перестало осуществлять организационно-распорядительные функции.

Обоснование:

Права и обязанности лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, установлены статьей 25.1 КоАП РФ.

Правом "перенести судебное заседание" хотя бы один раз они, естественно, не обладают.

Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с данным Кодексом.

Соответственно, руководитель ГБУ, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, вправе заявить ходатайство об отложении рассмотрения дела.

По общему правилу части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Следовательно, при обстоятельствах, указанных в вопросе, дело может быть рассмотрено в отсутствие должностного лица при наличии двух условий:

  • - если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и
  • - если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела (либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения).

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

________________

Согласно пункту 15 указанного постановлению Пленума Верховного Суда РФ:

При определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения.

Поскольку КоАП РФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц.

Привлечение к уголовной ответственности должностного лица не может в силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.

В силу должностного положения единоличного исполнительного органа руководитель организации наделен в полном объеме организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями и, согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ, подлежит административной ответственности как должностное лицо.

Из "Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года, утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.09.2006, следует, что прекращение трудовых отношений с руководителем предприятия, осуществлявшим организационно-распорядительные функции, не исключает возможности возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении этого лица и привлечения его к административной ответственности, так как правонарушение было допущено им в период исполнения служебных обязанностей (вопрос 10 данного Обзора).

Таким образом, поскольку на момент совершения правонарушения, предусмотренного частью 13 статьей 19.5 КоАП РФ, лицо, привлеченное к административной ответственности за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, являлось руководителем организации и, следовательно, являлось субъектом правонарушения, оно может быть привлечено к административной ответственности как должностное лицо вне зависимости от того, что к моменту возбуждения или рассмотрения дела оно утратило статус руководителя и перестало осуществлять организационно-распорядительные функции.

Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Эксперт Груша Герман Афанасьевич

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник юриста» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.

Уважаемые пользователи систем «Кодекс» и «Техэксперт»!

Если при переходе на удаленную работу в период карантина COVID-19, вам нужны правовые или нормативно-технические документы,  то мы предлагаем Вам бесплатно получить онлайн доступ к рабочей версии.

Переход на удаленную работу