Предъявление претензий застройщику в течение гарантийного срока
Ситуация:
Новый кирпичный дом. Сдан в эксплуатацию в 2018 году. В процессе эксплуатации на фасаде здания начали проявляться высолы. На сегодняшний день от собственников поступают обращения с просьбой устранить появляющиеся пятна.
Вопрос:
- Входит ли устранение подобных дефектов в гарантийные обязательства застройщика?
- Правомочно ли выставление затрат по удалению возникающих пятен в адрес застройщика?
Ответ:
- Устранение высолов входит в гарантийные обязательства застройщика, если они возникли в результате некачественно выполненных строительных работ застройщиком или подрядной организацией.
- Выставлять счета за устранение пятен (высолов), возникших в результате некачественных строительных работ вправе собственники помещений в многоквартирном доме.
Управляющая организация может обратиться с претензией к застройщику в случае, если это прямо указано в договоре управления.
Обоснование:
1. При строительстве многоквартирного дома (далее - МКД) дольщики заключают договоры с организацией-застройщиком об участии в долевом строительстве МКД, а застройщик нанимает строительные фирмы и заключает с ними договоры подряда (ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (далее - Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ)).
Застройщик обязан передать дольщику объект долевого строительства (жилое или нежилое помещение), качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ).
Если дольщики обнаружат недоделки или дефекты, возникшие из-за несоблюдения установленных требований, возникших по вине застройщика или подрядчиков, и ухудшающие результат работ, они имеют право (ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ):
- потребовать безвозмездного устранения неполадок в разумный срок, который определяется объективными обстоятельствами.
- заключить договор подряда с другой организацией для ликвидации выявленных недостатков, а затем потребовать возмещения застройщиком расходов на устранение дефектов.
При получении отказа от застройщика дольщики вправе обратиться в суд.
Дольщики могут обратиться к застройщику с соответствующими требованиями как во время приема-передачи готового объекта долевого строительства, так и в течение гарантийного срока (ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ).
Гарантийный срок для объекта долевого строительства (за исключением технологического и инженерного оборудования), устанавливаемый договором, не может быть менее 5 лет и исчисляется со дня передачи объекта долевого строительства участнику, если иное не предусмотрено договором (ч. 5 ст. 7 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ).
Гарантийный срок на технологическое и инженерное оборудование, входящее в состав передаваемого дольщикам объекта долевого строительства, определяется договором и не может составлять менее 3 лет, и исчисляется со дня подписания первого передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства (ч. 5_1 ст. 7 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ).
Таким образом при обнаружении в течение гарантийного срока недостатков в новом МКД, собственники помещений должны предъявлять претензии к застройщику, так как именно с ним были заключены договоры участия в долевом строительстве.
Высолы - легкорастворимые соли, которые проступают белыми пятнами на кирпичной кладке после возведения стены. Относится к дефектам кирпича (п. 3.28 ГОСТ 530-2012 "Кирпич и камень керамические. Общие технические условия").
Причинами высолов на практике являются:
- воздействие осадков;
- свойства строительных материалов (кирпича).
Следовательно, если высолы возникли из-за ненадлежащего качества кирпича, который использовал застройщик при строительстве, в течении гарантийного срока он обязан устранить этот дефект самостоятельно, либо оплатить собственникам помещений расходы на устранение данного дефекта.
2. Предъявлять претензии к застройщику по качеству выполненных работ имеют право:
- собственники помещений в МКД (ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ);
- органы управления товарищества собственников жилья (п. 8 ст. 138 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ)).
Нормы жилищного законодательства не устанавливают обязанность управляющих организаций представлять интересы собственников помещений в МКД перед третьими лицами (застройщиком) (Постановление ФАС ЦО от 26.11.2009 № Ф10-4992/09).
Право предъявлять претензии об устранении недостатков строительства МКД может возникнуть у управляющей организации в том случае, если такое право будет указано непосредственно в договоре управления (Постановление ФАС УО от 18.06.2009 № Ф09-3158/09-С4).
Таким образом, если это прямо не указано в договоре управления, управляющая организация не вправе предъявлять претензии к застройщику по качеству выполненных строительных работ.
Для возмещения расходов на устранение высолов управляющей организации необходимо:
- Известить застройщика о выявленных дефектах строительства. Это можно сделать заказным письмом с заполнением уведомления о вручении почтового отправления.
- В присутствии представителя застройщика и собственников помещений в МКД провести осмотр конструкций и составить акт о выявлении дефектов. Акт должен быть подписан собственниками помещений, в противном случае данный акт не будет иметь юридической силы.
Не является доказательством и дефектная ведомость, оформленная подрядчиком, выполнившим работы по устранению дефектов в одностороннем порядке (Постановление ФАС ПО от 16.07.2009 № А12-17176/2008).
Отметим, что общее собрание собственников помещений в МКД вправе выбрать лицо, которое будет уполномочено представлять интересы собственников перед застройщиком (ст. 44 ЖК РФ). Это может быть, как один из собственников помещений, так и стороннее физическое лицо. Выбранное лицо будет вправе подписывать акт о выявленных дефектах, а также обращаться в суд с заявлением о возмещении расходов на устранение дефектов строительства. Полномочия указанного выше лица подтверждаются выпиской из протокола общего собрания. - После оформления акта, если застройщик откажется добровольно устранить дефекты, управляющая организация вправе устранить дефекты своими силами (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ).
- После выполнения работ по устранению дефектов управляющая организация вправе выставить собственникам помещений в МКД счет на оплату работ, поскольку устранение дефекта (высолов) является работами, которые управляющая организация не имела возможности предусмотреть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает (Постановление Президиума Высшего арбитражного суда от 29.09.2010 г. N 6464/10).
- На основании оплаченных счетов за выполненную работу собственники помещений в МКД или уполномоченное ими лицо, вправе обратится в суд с требованием о возмещении расходов с застройщика.
Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Эксперт Кульченков Дмитрий Иванович
Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Техэксперт: Стройэксперт» в рамках стандарта обслуживания.
Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.