Консультация дня
Правомерно ли использовать белые медицинские халатыВсе консультации

Правомерно ли использовать белые медицинские халаты, которые российская компания - производитель изделий медицинского назначения изготавливает со своим логотипом и выдает привлеченным лекторам

Правомерно ли использовать белые медицинские халаты

Вопрос:

Правомерно ли использовать белые медицинские халаты, которые российская компания - производитель изделий медицинского назначения, а именно молокоотсосов, изготавливает со своим логотипом на кармане впереди, и выдает привлеченным представителями-лекторам при проведении школ для беременных и родивших мам в лечебно-профилактических учреждениях и вне таких учреждений? При этом часть привлеченных представителей имеет медицинское образование, а часть не имеет.

Ответ:

Рассматриваемая ситуация имеет признаки рекламирования медицинских изделий, в свою очередь, в такой рекламе использование образов медицинских работников по общему правилу запрещено. Причем использование в рекламе образа человека в белом халате (независимо от того, является фактически он медработником или нет) признается антимонопольными органами и судами использованием образа медицинского работника.

Обоснование:

Пунктом 4 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в общем случае запрещает использование образов медицинских и фармацевтических работников. Образ медицинских и фармацевтических работников допустимо использовать в рекламе:

  • - медицинских услуг;
  • - средств личной гигиены;
  • - потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники;
  • - распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий;
  • - размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.

"Белый халат" является тем символом, который прочно связан с образом врача. Атрибуты, создающие образ медицинского работника, не могут использоваться в рекламе товаров, услуг и деятельности, которые не являются медицинскими услугами и средствами личной гигиены (Решение Коми УФАС России от 03.10.2014 N 03-01/8914 по делу N Р 35-05/14).

Хабаровским УФАС России (Решение от 17.10.2019 по делу N 027/05/5-711/2019) рассмотрены случаи рекламы компании, сопровождающейся фото девушки в белом халате с висящим на шее фонендоскопом, во втором - фото профессора ортопеда одной из клиник также в белом халате. В обоих случаях, по мнению антимонопольного органа, реклама сопровождается образами медицинских работников.

Фигурирование в рекламе людей, одетых в белые халаты, квалифицировано как использование в рекламе образов медицинских работников (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.03.2015 N Ф08-1186/2015 по делу N А63-9114/2014, Постановлением Верховного Суда РФ от 11.08.2015 N 308-АД15-6419 данное постановление оставлено без изменения).

Таким образом, использование в рекламе медицинских изделий (молокоотсосов) образа человека в белом халате (независимо от того, является фактически он медработником или нет) в общем случае нарушает требования пункта 4 части 5 статьи 5 Закона N 38-ФЗ. Причем это не только изображение в рекламе данных лиц (демонстрирование их в СМИ, например), но и любое другое (другим способом) использование в рекламе таких образов (в том числе при проведении какого-либо мероприятия).

В то же время необходимо выяснить, а являются ли вообще в данной ситуации рассматриваемые случаи проведения занятий рекламой молокоотсосов, могут ли быть они квалифицированы как реклама?

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона N 38-ФЗ рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

По мнению Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации (письмо от 28.11.2013 N АК/47658/13) системный анализ гражданского законодательства Российской Федерации свидетельствует о том, что объектом рекламирования может быть тот товар, предназначенный для продажи и иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно, реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.

В данном случае лица, использующие медицинские изделия во время занятий, одеты в халаты, содержащие логотип компании-производителя этих изделий, как мы понимаем, во время занятий ими демонстрируются и активно используются именно эти изделия. Получается, что такая демонстрация так или иначе направлена на привлечение внимания (формирование интереса) к используемым изделиям неопределенного круга лиц с учетом того, что на халатах использующих лиц (как, очевидно, и на самих изделиях) изображен логотип (символика), служащая для индивидуализации определенной организации-производителя этих изделий.

В совокупности данные обстоятельства, полагаем, выделяют, индивидуализируют определенный товар (определенного производителя) среди ряда однородных товаров и формируют интерес к нему, что позволяет обозначить такую ситуацию как имеющую признаки рекламирования.

А потому использование образов медицинских работников в рассматриваемом случае может вызвать споры с контролирующими органами ввиду нарушения нормы пункта 4 части 5 статьи 5 Закона N 38-ФЗ.

Судебной практики по ситуациям с аналогичными обстоятельствами не обнаружено.

Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Эксперт Лисицкая Ольга Сергеевна

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник бухгалтера» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.