Консультация дня
Последствия отказаВсе консультации

Последствия отказа заказчика от заключения контракта с победителем аукциона, предоставившим недостоверную информацию

Вопрос:

Нуждаемся в консультации эксперта по следующим вопросам.

Мы представляем Заказчика, разыграли аукцион на оказание услуг по ремонту автомобилей. В тех. задании документации прописали как условие - расстояние от Заказчика до сервиса технического обслуживания по автомобильной дороге не должно превышать 4 км.

В ходе аукциона было подано 2 заявки, оба участника дали согласие на условия Заказчика.

Был подведен итог и определен победитель аукциона. Заказчик направил победителю официальное письмо с просьбой указать место станции технического обслуживания. Победитель ответил на письмо и указал адрес, расстояние до которого от Заказчика превышает 4 км в два раза.

Заказчик сформировал протокол отказа от заключения контракта и разместил его в ЕИС.

Может ли Заказчик заключить контракт со вторым участником, предложившим лучшие условия после победителя?

Обязан ли Заказчик направить сведения о победителе в реестр недобросовестных поставщиков?

Ответ:

1.В связи с противоречивыми разъяснениями, учитывая, что нормами Закона N 44-ФЗ не предусмотрена возможность заключить контракт с участником, предложение которого о цене является вторым после победителя, если победителю отказано в заключении контракта, заказчику целесообразно для заключения контракта провести новый электронный аукцион либо осуществить закупку необходимых ему товаров, работ, услуг иными способами с учетом ограничений, установленных Законом N 44-ФЗ; заключение контракта со вторым участником в таком случае прямо не запрещено Законом N 44-ФЗ, но может быть чревато неблагоприятными последствиями.

2. Заказчик не обязан направлять сведения о победителе аукциона для включения в реестр недобросовестных поставщиков.

Обоснование:

1. Согласно части 9 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) данной статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям. Кроме того, заказчик или комиссия по осуществлению закупок отказывается от заключения контракта в любой момент до его заключения при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 10 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.

В случае отказа от заключения контракта по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для такого отказа, составляет и размещает в единой информационной системе протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Указанный протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком данному победителю (часть 11 статьи 31 Закона N 44-ФЗ).

При этом ни положениями Закона N 44-ФЗ, регламентирующими порядок проведения электронного аукциона, ни иными положениями Закона N 44-ФЗ не предусмотрено, что при отказе заказчика от заключения контракта с победителем аукциона на основании части 9 статьи 31 Закона N 44-ФЗ контракт может быть заключен с иными участниками аукциона.

Минэкономразвития России также отмечает неправомерность заключения контракта со вторым участником, если победителю отказано в заключении контракта в соответствии с частями 9, 10 ст.31 Закона N 44-ФЗ. Только если контракт не заключен с победителем из-за его отстранения от участия в аукционе согласно части 6.1 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, то, по мнению ведомства, заказчик обязан направить контракт иному участнику (Письмо Минэкономразвития России от 11.09.2015 N Д28и-2615).

Ранее ведомство отмечало, что Законом N 44-ФЗ в принципе не предусмотрено право заказчика заключить контракт со вторым участником электронного аукциона в случае отстранения победителя такого аукциона по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 статьи 31 Закона N 44-ФЗ (письмо Минэкономразвития России от 12.08.2015 N Д28и-2416).

А в еще более ранних разъяснениях (письмо Минэкономразвития России от 22.01.2015 N Д28и-105) ведомство, напротив, отмечало (не ссылаясь на какое-либо положение Закона N 44-ФЗ), что в случае если заказчик выявил несоответствие участника, в том числе победителя закупки, требованиям, указанным в части 1, частях 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона N 44-ФЗ, или участник предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям, заказчик вправе заключить контракт с иным участником закупки, который предложил такую же, как и победитель такой закупки, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такой закупки.

Таким образом, учитывая, что разъяснения Минэкономразвития России не отличаются единообразием, а сам Закон N 44-ФЗ не предусматривает возможность заключить контракт с участником, предложение которого о цене является вторым после победителя, если победителю отказано в заключении контракта (так, контракт с иным участником электронного аукциона может быть заключен, только если победитель уклонился от его заключения - часть 14 статьи 70 Закона N 44-ФЗ), заказчику с формальной точки зрения целесообразно провести новую закупку в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.

В противном случае заказчик несет риск квалификации своих действий как неправомерного выбора способа определения поставщика (части 1, 2 статьи 7.29 КоАП РФ).

2.Согласно части 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Такое основание для признания победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта, как отказ заказчика от заключения контракта в связи с выявившимся несоответствием участника закупки установленным требованиям, в этом перечне отсутствует.

Поэтому в рассматриваемой ситуации заказчик не обязан направлять сведения о победителе аукциона для включения в реестр недобросовестных поставщиков.

Лисицкая О.С.,

эксперт по гражданскому, корпоративному и трудовому праву

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник юриста» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.