Консультация дня
Порядок внесения изменений в СЭЗ при обезвреживании медицинских отходовВсе консультации

Обезвреживание медицинских отходов

Обезвреживание медицинских отходов

Вопрос:

Предприятие занимается обезвреживанием медицинских отходов, имеет сан. эпид. заключение на обезвреживание медотходов А и Б, хотят расширить до В и Г. Каков порядок внесения изменений в сан. эпид. заключение?

Ответ:

При принятии решения по вопросу необходимо учитывать, что санитарно-эпидемиологическое заключение выдается только на тот вид деятельности, который подлежит лицензированию - деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности.

Однако лицензирование деятельности в отношении медицинских отходов (за исключением медицинских отходов класса "Г") действующим законодательством не предусмотрено. То есть требований о наличии лицензии и СЭЗ у организации, осуществляющей вид деятельности - транспортирование и обезвреживание медицинских отходов классов "А", "Б" и "В", законодательством не установлено. Поэтому СЭЗ на осуществление деятельности по обезвреживанию медицинских отходов класса "Г" возможно оформить не в порядке переоформления имеющегося СЭЗ, а только в рамках лицензирования данной деятельности (как его предварительное условие), в порядке получения нового СЭЗ, установленном приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 N 775.

Обоснование:

Необходимо учитывать, что санитарно-эпидемиологическое заключение в отношении тех или иных объектов необходимо не само по себе, а является обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии для осуществления такого вида деятельности, как деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности (пункт 2 статьи 40 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Иными словами, санитарно-эпидемиологическое заключение выдается только на тот вид деятельности, который подлежит лицензированию. Полежит лицензированию деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (пункт 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

Однако эта лицензируемая деятельность не тождественна деятельности по обращению с медицинскими отходами. Так, нормами Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (пункт 2 статьи 2) отношения в области обращения с медицинскими отходами выведены из регулирования Законом N 89-ФЗ и компетенции органов Росприроднадзора.

На медицинские отходы не распространяется действие Закона N 89-ФЗ, а также нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и Минприроды России, регулирующих отношения в области обращения с отходами (письма Минприроды России от 16.12.2011 N 12-46/18775, от 28.11.2012 N 12-47/19695, от 01.10.2014 N 05-12-44/22301, от 25.01.2012 N 05-12-44/832, от 25.01.2019 N 12-29/1645). Не подпадают такие отходы и под действие норм Закона N 99-ФЗ. Данная позиция нашла свое выражение в письме Росприроднадзора от 14.01.2014 N АА-03-03-36/306.

Получается, поскольку требования по получению лицензий на деятельность по обращению с медицинскими отходами не установлены, то организация не должна обладать и санитарно-эпидемиологическим заключением на такую деятельность (ведь СЭЗ выдается как условие для принятия решения о выдаче лицензии).

В практике судов и антимонопольных органов неоднократно подчеркивалось, что к отходам I-IV классов опасности относятся только медицинские отходы класса "Г". Лицензирование деятельности в отношении медицинских отходов (за исключением медицинских отходов класса "Г", имеющих I-IV классы опасности) в рамках Закона N 99-ФЗ не предусмотрено (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.11.2018 N Ф06-39248/2018 по делу N А12-3381/2018, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.09.2017 N Ф08-6715/2017 по делу N А53-16250/2016, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 08.07.2015 N Ф09-3668/15 по делу N А60-44352/2014, Решение Свердловского УФАС России от 18.06.2015 по делу N 815-З, Решение Томского УФАС России от 08.12.2014 по делу N 03-10/190-14).

А поскольку лицензирование деятельности в отношении медицинских отходов (за исключением медицинских отходов класса "Г", имеющих I-IV классы опасности) не предусмотрено, то организация не должна обладать санитарно-эпидемиологическим заключением на транспортировку и обезвреживание медицинских отходов таких классов (Решение Мурманского УФАС от 11.01.2016 по делу N 06-10/16-06, Определение Верховного Суда РФ от 04.02.2019 N 302-КГ18-24567 по делу N А69-3880/2017).

Если применять данный подход, само наличие СЕЗ на деятельность, связанную с обезвреживанием медицинских отходов классов А, Б и В, является спорным.

А вот для оказания услуг по транспортировке и обезвреживанию медицинских отходов класса "Г" СЭЗ все же потребуется.

При этом необходимо учитывать, что основанием переоформления санитарно-эпидемиологического заключения является сокращение перечня выполняемых работ (оказываемых услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, но не его расширение (пункт 19 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений, утв. приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 N 775).

Поэтому получение СЭЗ на осуществление деятельности по обезвреживанию медицинских отходов класса "Г" возможно не в порядке его переоформления, а только в рамках лицензирования данной деятельности (как его предварительное условие, см. подпункт "б" пункта 5, подпункт "в" пункта 7 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утв. постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062).

Подробно процедура получения СЭЗ, перечень необходимых документов регламентированы вышеуказанным Регламентом N 775.

Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Эксперт Лисицкая Ольга Сергеевна

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник бухгалтера» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.