Консультация дня
Получать заработную плату на карточкуВсе консультации

Сотрудник не желает получать заработную плату на карточку

Вопрос:

Всем сотрудникам учреждения (по их письменному заявлению) заработная плата переводится на карточку, за исключением одного сотрудника, который этого не желает принципиально. Что можно сделать в данном случае?

Ответ:

Согласно ст.136 ТК РФ, заработная плата выплачивается работнику, как правило в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным или трудовым договорами.

Общим правилом выдачи является как раз ее выплата в месте выполнения работы через кассу, и лишь при договоренности с работником работодатель может переводить деньги на его расчетный счет в банке. Очевидно, что открытие расчетного счета и перечисление на него денежных средств по смыслу п.1 ст.845 ГК РФ невозможно без волеизъявления самого клиента, то есть работника организации.

В ст.846 ГК РФ сказано: "при заключении договора банковского счета клиенту или указанному им лицу открывается счет в банке на условиях, согласованных сторонами". Работодатель не вправе требовать от работника принудительно открыть счет в банке с целью перечисления на него заработной платы, если работник того не желает. Ст.65 ТК РФ формально подтверждает указанный вывод, в ней говорится о том, что при заключении трудового договора работодатель не вправе требовать от работника иные документы, кроме паспорта, трудовой книжки, военного билета, диплома об образовании, а также страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, справки о наличии (отсутствии) судимости. Самостоятельно открыть счет в банке работодатель также не вправе. Такой порядок невозможен с точки зрения действующего законодательства.

Таким образом, получается, что несмотря на то, что организации удобно отправлять заработную плату на счета работников, открытых в одном банке, законные условия для понуждения работников участвовать в едином "зарплатном" проекте организации и открывать счета в каком-либо определенном банке отсутствуют. Фактически, это будет означать совершение действий против воли сотрудника и при желании это легко можно будет доказать в суде. Работодателю можно лишь посоветовать стимулировать открытие работниками счетов в том или ином кредитном учреждении не угрозами, а качеством банковских услуг, преимуществом наличия счета, использованием такой мотивации, как оплата содержания банковской карты сотрудника.

Петросян Э.С.,
эксперт Линии профессиональной поддержки в области гражданского и трудового права

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник кадровика» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.