Консультация дня
Первичный учет СИЗВсе консультации

Первичный учет СИЗ

Вопрос:

В соответствии с п.13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н, работодатель вправе вести учет выдачи работникам СИЗ с применением программных средств (информационно-аналитических баз данных). Электронная форма учетной карточки должна соответствовать установленной форме личной карточки учета выдачи СИЗ. При этом в электронной форме личной карточки учета выдачи СИЗ вместо личной подписи работника указываются номер и дата документа бухгалтерского учета о получении СИЗ, на котором имеется личная подпись работника.

Какими документами оформляется поступление и выдача средств индивидуальной защиты в организации?

Ответ:

Порядок ведения бухгалтерского учета СИЗ установлен Методическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды(утверждены Приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н).

К СИЗ относятся, например, спецоснастка, комбинезоны, костюмы, куртки, брюки, халаты, полушубки, тулупы, различная обувь, рукавицы, очки, шлемы, противогазы, респираторы и др. Конкретный перечень средств труда, учитываемых в составе специальных инструментов, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, определяется организацией исходя из особенности технологического процесса в отраслях промышленности и иных отраслях экономики.

СИЗ могут приобретаться организацией у других лиц или изготавливаться организацией самостоятельно. К учету средства индивидуальной защиты принимаются по фактической себестоимости (в сумме фактических затрат на приобретение или изготовление, исчисленных в порядке, предусмотренном для учета МПЗ). СИЗ, не принадлежащие данной организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении, учитываются на забалансовых счетах.

Методическими указаниями установлены формы документов, которыми можно оформить операции по учету СИЗ.

Поступление СИЗ, отпуск их в производство (эксплуатацию)происходит на основании документов (п.15, 19 Указаний):

  • требование-накладная (форма N М-11);
  • накладная (форма N М-15). Требование-накладная (накладная), как правило, выписывается в трех экземплярах. Первый экземпляр передается бухгалтерской службе для оприходования изготовленной специальной оснастки и списания затрат по соответствующему заказу; второй экземпляр передается вместе с изготовленными объектами специальной оснастки на склад организации (иные места хранения), а третий остается в подразделении-изготовителе.
  • лимитно-заборная карта (форма М-8). Форма применяется при наличии лимитов отпуска материалов для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды и является оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада.
  • приходный ордер (форма N М-4). Приемка и оприходование поступающей специальной оснастки и специальной одежды складами организации, как правило, оформляются путем составления приходных ордеров. Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления ценностей на склад.

Для учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений работникам в индивидуальное пользование применяется ведомость учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений (форма МБ-7). Форма заполняется в двух экземплярах кладовщиком структурного подразделения. Один экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у кладовщика.

Перечисленные выше формы являются унифицированными формами первичной учетной документации, однако организация может применять самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов. Согласно п.4 ст.9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗформы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Обязательные реквизиты первичных документов перечислены в статье 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" N 402-ФЗ. Также руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером утверждает перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов (п.14 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации).

При этом можно продолжать использовать привычные типовые бланки как примерные. В этом случае нужно установить в учетной политике, что организация применяет в качестве первичных документов унифицированные формы, и перечислить их.

В случае обнаружения ошибки в документах по учету СИЗ допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

СИЗ выдаются работникам в порядке, установленном коллективным договором на основе типовых отраслевых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных в установленном порядке.

Выдача работникам и возврат ими СИЗ должны отражаться в личных карточках работников. В документах, оформляющих отпуск специальной одежды работникам (требования и т.п.), наряду с другими реквизитами следует отражать основание выдачи, а в личной карточке - срок носки, процент годности на момент выдачи.

Сдача работниками специальной одежды в стирку, дезинфекцию, ремонт, а также зимней (теплой) специальной одежды с наступлением летнего (теплого) времени для организованного хранения оформляется в ведомости и подписывается материально ответственным лицом о приемке специальной одежды.

Возврат работникам специальной одежды после стирки, дезинфекции, ремонта и хранения (теплой специальной одежды и специальной обуви) производится по тем же ведомостям, в которых была оформлена приемка, под расписку работника (в предусмотренной для этого графе).

Согласно п.34 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н) ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ в соответствии с типовыми нормами, за организацию контроля за правильностью их применения работниками, а также за хранение и уход за СИЗ возлагается на работодателя.

Обращаем внимание, что отсутствие первичных документов является налоговым и административным правонарушением. В соответствии со ст.120 НК РФ отсутствие первичных документов признается грубым нарушением правил ведения учета доходов и расходов и влечет наложение штрафа. На должностных лиц организации по заявлению налоговой инспекции судом также может быть наложена административная ответственность в виде штрафа.

Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Эксперты Консорциума "Кодекс"

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Техэксперт: Стройэксперт» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.