Консультация дня
Ответственность за объекты электросетевого хозяйстваВсе консультации

Ответственность за объекты электросетевого хозяйства, у которых не определен собственник (бесхозяйные)

Ответственность за объекты электросетевого хозяйства

Вопрос:

Объекты электросетевого хозяйства, у которых не определен собственник (еще не признан бесхозом) и которые не состоят на балансе у сетевой организации. Кто несет ответственность за данные объекты? В случае если объекты проходят процедуру признания бесхозом (как она происходит?), с какого момента и кто несет ответственность по данным объектам?

Ответ:

При принятии решения по вопросу об ответственности и бремени содержания бесхозяйных объектов электроэнергетики следует учитывать наличие сложившихся двух на практике подходов. Они изложены ниже.

Обоснование:

На основании пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В свою очередь, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (пункт 1 статьи 130 ГК РФ). Недвижимой вещью является и единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь (статьи 133.1 ГК РФ).

Объекты электросетевого хозяйства, как правило, относят к единому недвижимому комплексу в силу их использования по единому назначению (Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 04.10.2018 N 69-АПГ18-5, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.07.2016 N Ф05-6600/2016 по делу N А41-37021/2015).

В силу пункта 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся; по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Пункт 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931, устанавливает, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (приложение N 1 к Порядку N 931):

- органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; - исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.

Не позднее пятнадцати рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов органом регистрации прав он принимает решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости (пункты 8, 9 Порядка N 931).

Соответственно, с момента принятия на учет бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства (с момента внесения сведений в ЕГРН) орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения) отвечает за принятое на учет имущество.

Однако, как следует, из судебной практики, и до этого момента на данный орган может быть возложена ответственность за такой объект.

Дело в том, что по смыслу пункта 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является недвижимая вещь, не имеющая собственника, вне зависимости от постановки ее на учет в качестве бесхозяйной.

Арбитражный суд Свердловской области (Решение от 19.09.2013 по делу N А60-19698/2013, Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013 N 17АП-13557/2013-ГК данное решение оставлено без изменения, Постановлением ФАС Уральского округа от 25.03.2014 N Ф09-791/14 данное решение оставлено без изменения) пришел к выводу о том, что муниципальное образование должно было принять бесхозяйное имущество на учет и в дальнейшем признать на него право муниципальной собственности, а также обеспечить ввиду отсутствия собственника имущества его эксплуатацию в целях организации электроснабжения населения. Орган местного самоуправления, своевременно не передавший бесхозяйные электрические сети лицу, которое обеспечивало бы их надлежащую эксплуатацию и оплату энергоснабжающей организации потерь электрической энергии в бесхозяйных сетях, возмещает энергоснабжающей организации причиненные убытки.

Тем самым, на орган местного самоуправления была возложена ответственность на бесхозяйные электрические сети и до момента принятия их на учет.

Следует признать, что вышеизложенные выводы иллюстрируют лишь один из сложившихся подходов в отношении ответственности за бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства.

Так, суды на основании анализа норм действующего законодательства приходят к выводу о том, что эксплуатацией бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства занимаются субъекты электроэнергетики (сетевые организации). Они же несут бремя содержания данных объектов (вне зависимости от оформления местными органами прав на бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или передачи их сетевым организациям на обслуживание) и получают выгоду от их эксплуатации. Получается, факту постановки на учет бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства не придается определяющего правового значения.

В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.

Согласно пункту 4 статьи 28 Закон N 35-ФЗ при установлении цен (тарифов) для организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства и (или) иных объектов электроэнергетики, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, должны учитываться в полном объеме экономически обоснованные расходы, связанные с эксплуатацией таких объектов. Указанные организации несут бремя содержания таких объектов.

Бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства являются частью электросетевого хозяйства, с использованием которого сетевые организации оказывают услуги по передаче электроэнергии и получают соответствующую плату. Передача электроэнергии сетевой организацией посредством бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства является законным основанием пользования этим имуществом.

Бремя содержания бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства возложено на организации, осуществляющие их эксплуатацию. Законом гарантировано возмещение этих затрат посредством учета при установлении цен (тарифов) для таких организаций всех экономически обоснованных расходов, связанных с эксплуатацией таких объектов (Решение ВАС РФ от 28.10.2013 N ВАС-10864/13).

Суды, придерживаясь изложенного подхода, освобождают органы местного самоуправления от обязанности нести издержки, связанные с бесхозяйными объектами электросетевого хозяйства, и не считают необходимым накладывать на них обязанность по принятию мер к постановке на учет бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства в порядке пункта 3 статьи 225 ГК РФ, признавая, что законным основанием пользования сетевой организацией бесхозяйными сетями является не только их оформление ОМСУ как бесхозяйных в порядке пункта 3 статьи 225 ГК РФ и передача сетевой организации в управление, но и сама по себе передача электроэнергии сетевой организацией по бесхозяйным электросетям.

Ответственность и издержки по эксплуатации бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства (потери) подлежат возложению на лицо, эксплуатирующее эти объекты, то есть на сетевую организацию, поскольку последняя осуществляет свою профессиональную деятельность с использованием таких объектов и получает выгоду от их эксплуатации (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.02.2019 N Ф07-17173/2018 по делу N А05-5214/2018).

Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
     Эксперт Лисицкая Ольга Сергеевна

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник бухгалтера» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.