Консультация дня
Отнесение затрат на рассылку смс-сообщенийВсе консультации

Налог на прибыль организаций: отнесение затрат на рассылку смс-сообщений в состав рекламных расходов банка

Вопрос:

Для увеличения объема продаж кредитных продуктов банк осуществляет рассылку на номера ранее обращавшихся за кредитом лиц путем отправки им смс-сообщений. Согласие на получение смс-сообщений с рекламой организация получила ранее при анкетировании клиентов. Рассылка смс-сообщений осуществляется работником организации. Правомерно ли отнесение затрат на подобную рассылку в состав рекламных расходов при исчислении налога на прибыль?

Ответ:

Согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи 264 НК РФ.

Статьей 252 НК РФ определено, что в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием (пункт 1 статьи 18 Закона N 38-ФЗ).

Пунктом 2 статьи 18 Закона N 38-ФЗ установлено, что не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

В описанной ситуации организация получила согласие клиентов на получение сообщений, при этом ею не применены технические средства для набора номеров абонентов.

Как указано в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 29.08.2008 N А79-334/2008, термин "реклама", примененный в пункте 1 статьи 18 Закона N 38-ФЗ, предполагает значение, отличающееся от общего определения, данного в статье 3 данного Закона, а именно в нем отсутствует такой признак рекламы, как ее адресованность неопределенному кругу лиц. Информация, передаваемая посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, всегда предполагает индивидуализированного (посредством абонентского номера или уникального кода идентификации) абонента, который ее получает.

Следовательно, отправку смс-сообщений в рассматриваемой ситуации необходимо рассматривать как рекламу.

Таким образом, отнесение расходов на подобную рассылку в состав рекламных при исчислении налогооблагаемой прибыли правомерно при условии соответствия данных расходов требованиям статьи 252 НК РФ и пункта 4 статьи 264 НК РФ.

Афиногенова Г.Н.,
главный специалист-эксперт ФНС России

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник бухгалтера» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.