+7 (495)730-07-66
Консультация дня
Организация мероприятий по ГО и ЧСВсе консультации

Организация мероприятий по ГО и ЧС для предприятия - мясокомбината

Вопрос:

Предприятие - мясокомбинат, занимаются разделкой и обработкой мяса, дополнительно выпускают сосиски и колбасы. Защитных сооружений нет, вредных производств нет (ни аммиаков, ни азотов), рядом нет опасных объектов, производств. Территориально находятся по краю жилого массива.

Необходимо ли нам сотрудничать с какими-либо органами по ГО и ЧС?

Если да, то, с кем именно?

Если сотрудничать не нужно, то нужно ли проводить инструктажи и мероприятия по ГО и ЧС?

Ответ:

В связи с тем, что на организации возложен ряд обязанностей в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, сотрудничать с органами в области ГО и ЧС необходимо.

К таким органам относятся территориальные органы МЧС России, а также (помимо МЧС России) органы ГО и ЧС субъектов РФ и муниципальных образований.

Проведение обучения работников организации и реализация мероприятий в области ГО и ЧС также необходимо.

Обоснование:

На организации возложен ряд обязанностей в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

1. Например, в соответствии со ст.9 ФЗ "О гражданской обороне" от 12.02.98 N 28-ФЗ, организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

  • планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;
  • проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
  • осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны;
  • создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Согласно ч.2 ст.9 ФЗ N 28, организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.

На основании ч.3 ст.9 ФЗ N 28, организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.

Как видим, базовый перечень обязанностей организации в области ГО (при условии, если организация прекращает деятельность в военное время) предполагает выполнение следующих обязанностей:

  • планирование и организацию проведения мероприятий по гражданской обороне;
  • подготовку своих работников в области гражданской обороны;
  • создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

2. В соответствии с ч.1 ст.14 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.94 N 68-ФЗ, организации обязаны:

  • планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
  • планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
  • обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
  • финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
  • создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.

Вопросы выполнения перечисленных выше обязанностей достаточно подробно урегулированы нормативно, что предполагает контроль их реализации, который возложен на органы ГО и ЧС.

Таким образом, перечень обязанностей организации в области ГО и ЧС, хотя бы и не отнесенной к категории по ГО, прекращающей работу в военное время и не имеющей в своем составе потенциально опасных и критически важных объектов, предполагает, тем не менее, определенный уровень взаимодействия (сотрудничества) с органами ГО и ЧС (в области надзора, отчетности, информирования и др.).

Информацию об отнесении организации к категории по ГО, а также о необходимости продолжения работы в военное время (например, при наличии мобилизационного задания по выпуску продукции) следует официально запрашивать в территориальных органах ГО и ЧС субъекта РФ, включая ГУ МЧС России по субъекту РФ, и муниципального образования.

3. На обучении работников организации и реализации мероприятий в области ГО и ЧС следует остановиться более подробно.

Необходимость реализации обязанности организации по обучению работников и реализации мероприятий по ГО и ЧС установлена выше.

3.1. Планирование и реализация мероприятий по ГО и ЧС

Согласно п.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утв. приказом МЧС России N 687 от 14.11.2008 (далее - Положение (Приказ N 687)), мероприятия по гражданской обороне организуются в организациях в рамках подготовки к ведению и ведения гражданской обороны.

На основании п.3 Положения, подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании годовых планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - план основных мероприятий организации).

Такой план разрабатывается на год (структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны), и согласовывается с органом местного самоуправления, а организацией, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, дополнительно согласовывается с соответствующим федеральным органом исполнительной власти (абз.2 п.4 Положения).

Планирование основных мероприятий по подготовке к ведению и ведению гражданской обороны производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться в организациях в результате применения современных средств поражения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также в результате возможных террористических актов и чрезвычайных ситуаций. Перечень основных мероприятий, реализуемых организациями в области ГО, определен п.16 Положения.

Ведение же гражданской обороны в организациях осуществляется на основе планов гражданской обороны организаций и заключается в выполнении мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории организации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Следует отметить, что разработка планов ГО требуется как организациям, отнесенным к категории по ГО, так и некатегорированным организациям, но продолжающим работу в военное время.

Соответственно, разработка плана ГО не требуется организациям, прекращающим деятельность в военное время (п.116 Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержденного приказом МЧС России от 16.02.2012 N 70ДСП в ред. 2013 года). В этом случае организации действуют по плану ГО муниципального образования.

Информацию об отнесении организации к категории по ГО, а также о необходимости продолжения работы в военное время (например, при наличии мобилизационного задания по выпуску продукции) следует запрашивать в территориальных органах ГО и ЧС субъекта РФ, включая ГУ МЧС России по субъекту РФ, и муниципального образования.

Планирование мероприятий в области защиты от ЧС

Согласно ст.7 ФЗ N 68, планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.

Изложенное, при отсутствии в составе организации потенциально опасных объектов, не освобождает такую организацию от планирования мероприятий в области защиты от ЧС.

Требования к планированию мер в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС определены Методическими рекомендациями по планированию действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также мероприятий гражданской обороны для территорий и объектов МЧС России от 18.08.2003.

3.2. Подготовка в области ГО

Требования к подготовке работников организаций в области ГО установлены Положением о подготовке населения в области гражданской обороны (утв. постановлением Правительства РФ N 841 от 02.11.2000(далее - ПП N 841).

Работники организаций относятся к работающему населению (пп."г" п. 3 ПП N 841).

В соответствии с п.4 ПП N 841 подготовка населения в области гражданской обороны является обязательной и осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по формам согласно приложению.

Подготовка проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, на курсах гражданской обороны муниципальных образований, по месту работы, учебы и месту жительства граждан.

Работники и руководители организаций, а также работники, уполномоченные на решение задач в области ГО, проходят подготовку в учебных учреждениях в порядке, определенном ПП N 841.

В рамках подготовки в области ГО и ЧС организации (пп."г" п. 5 ПП N 841)

  • разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, программы курсового обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны;
  • осуществляют курсовое обучение работников организаций в области гражданской обороны, а также личного состава формирований и служб, создаваемых в организации;
  • создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу;
  • разрабатывают программу проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне;
  • организуют и проводят вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы;
  • планируют и проводят учения и тренировки по гражданской обороне.

3.2. Подготовка в области защиты от ЧС

Требования к подготовке работников организаций в области защиты от ЧС установлены Положением о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утв. постановлением Правительства РФ N 547 от 04.09.2003 (далее - ПП N 547).

Подготовка населения в области защиты от ЧС также является обязательной (п.1 ПП N 547).

Работники организаций также отнесены к населению (пп."а" п.2 ПП N 547).

Согласно пп."а" п.4 ПП N 547, подготовка работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках, а для работников, уполномоченных на решение задач в области ГО и ЧС - получение дополнительного профессионального образования или курсового обучения в области защиты от чрезвычайных ситуаций не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.

Совершенствование знаний, умений и навыков работников в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в ходе проведения командно-штабных, тактико-специальных и комплексных учений и тренировок (п.7 ПП N 547).

Командно-штабные учения или штабные тренировки в организациях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 1 суток (п.8 ПП N 547).

В других организациях, не имеющих опасных объектов, комплексные тренировки продолжительностью до 8 часов проводятся 1 раз в 3 года (п.10 ПП N 547).

Таким образом, проведение обучения работников организации и реализация мероприятий в области ГО и ЧС необходимы для всех организаций.

Порядок взаимодействия организаций с органами в области ГО и ЧС определяется положениями нормативных документов, регулирующих деятельность данных органов.

Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Эксперт Воронков Алексей Юрьевич

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Техэксперт: Стройэксперт» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.