Консультация дня
Ограждение детской площадки из покрышекВсе консультации

Ограждение детской площадки из покрышек

Ограждение детской площадки из покрышек

Вопрос:

Несколько лет назад жители дома вкопали в землю старые покрышки, окрасили их, получилось как ограждение детской площадки. Теперь покрышки пришли в негодность и жители требуют от нас, УК, эти покрышки выкопать и вывезти. Обязана ли управляющая организация выкапывать эти покрышки? Мы их выкопаем, чтобы с жителями не ссориться. Можно ли эти покрышки вывозить с общим обычным бытовым мусором или с общим обычным крупногабаритным мусором? Или их надо вывозить для утилизации (как представляющие класс опасности) через специализированную организацию? Спасибо

Ответ:

Управляющая организация обязана выкапывать покрышки в случае, если они расположены на территории, подлежащей уборке управляющей организацией в силу указания на то актом органа местного самоуправления. В ином случае, обязанность организовать удаление покрышек с земельного участка возложена на администрацию муниципального образования.

Осуществить вывоз шин вправе осуществить только организация, имеющая лицензию на деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Обоснование:

В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране, окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно Федерального классификационного каталога отходов, утверждённому приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, автомобильные шины отнесены к отходам III - IV класса опасности.

В силу п. 2 ч. 1.1. ст. 161 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.

Как показывает судебная практика, в связи с отнесением отработанных автомобильных шин к отходам IV класса опасности нахождение их на земле создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Непринятие мер по содержанию территории общего пользования в надлежащем состоянии, и своевременному демонтажу, вывозу и уничтожению отходов IV класса опасности может явиться причиной ухудшения санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки муниципального образования, что, в свою очередь, негативно влияет на состояние окружающей среды, создает угрозу здоровью населения (Решение Ленинского районного суда города Костромы от 08.12.2015 г. по делу N 2-1927/2015).

Вместе с тем, разрешая вопрос о том, в чьи обязанности входит организация утилизации отработанных автомобильных шин, необходимо исходить из следующего.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В рассматриваемом случае, земельный участок, прилегающий к многоквартирному дому, не входит в состав общедомового имущества.

Однако, в соответствии с п. 7 СП 255.1325800.2016 «Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения», в обязанности службы эксплуатации зданий (сооружений) входят работы по уборке и благоустройству территории, прилегающей к обслуживаемому зданию (сооружению).

На практике, размеры подлежащей уборке территории, прилегающей к зданию, определяются органом местного самоуправления в нормативных актах, регламентирующих благоустройство территории муниципального образования.

Согласно положениями п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Таким образом, если отработанные автомобильные шины расположены на участке, подлежащем уборке управляющей организацией, организовать их вывоз обязана данная организация, в противном случае такая обязанность лежит на администрации муниципального образования.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Следовательно, осуществить вывоз отработанных автомобильных шин вправе только организация, имеющая соответствующую лицензию.

Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
     Эксперт Сачков Виктор Павлович

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Техэксперт: Стройэксперт» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.