Что включает в себя обучение с применением дистанционных образовательных технологий, а что - с применением электронного обучения
Вопрос:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) работников образования оказывает для слушателей платные образовательные услуги по онлайн-обучению на программах повышения квалификации.
Форма обучения данных программ повышения квалификации - заочная, с применением исключительно дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в полном объеме, где слушатель смотрит видео-курс с преподавателем, проходит тестирование самостоятельно, взаимодействуя только по организационным вопросам с куратором курса (ответственное лицо от учреждения).
Считается ли данный онлайн-курс электронным обучением? Допустима ли такая формулировка формы обучения по онлайн-курсу?
Что включает в себя обучение под фразами "применение дистанционных образовательных технологий", а что "применение электронного обучения"?
Ответ:
Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
При электронном обучении (ЭО) акцент делается на электронные (цифровые) средства (инструменты) обучения, использование баз данных и формирование электронной информационно-образовательной среды, через которую осуществляется доступ к электронным образовательным ресурсам, а также может осуществляться взаимодействие с педагогическим работником.
Обоснование:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (часть 2 статьи 13) позволяет использовать при реализации образовательных программ различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
При этом Закон N 273-ФЗ использует именно термины "дистанционные образовательные технологии", "электронное обучение", понятие "онлайн-обучение" не употреблено законодателем (а вот понятие "онлайн-курсы" употребляется, например, в Порядке применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утв. приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816).
Онлайн-обучение - это получение знаний и навыков в режиме "здесь и сейчас", опосредованное Интернет-соединением.
Вопросам реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения посвящена статья 16 Закона N 273-ФЗ.
Под первыми понимаются образовательные технологии, в основном реализуемые с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
А вот электронным обучением признается организация образовательной деятельности с применением:
- содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации;
- информационных технологий, технических средств, обеспечивающих обработку этой информации;
- информационно-телекоммуникационных сетей, помогающих передавать по линиям связи указанную информацию и взаимодействовать обучающемуся и педагогическому работнику.
Это все признаки, на основании которых Закон N 273-ФЗ отличает "дистанционные образовательные технологии" от "электронного обучения".
Порядок N 816 также не позволяет провести четкое и однозначное разграничение данных видов образовательных технологий, как правило, употребляя приведенные термины через запятую, не разделяя их.
В частности, по смыслу пункта 7 Порядка N 816 учебные занятия могут быть организованы в виде онлайн-курсов (организация образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", при которой независимо от места нахождения обучающихся и организации, в которой они осваивают образовательную программу, обеспечивается достижение и оценка результатов обучения) как при применении электронного обучения, так и дистанционных образовательных технологий.
Некую ясность вносят Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме, направленные письмом Минобрнауки России от 21.04.2015 N ВК-1013/06.
Так, в соответствии с ними одна из моделей, которая может быть применена при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий - это полностью дистанционное обучение (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) обучающегося (слушателя). Полностью дистанционное обучение подразумевает использование такого режима обучения, при котором обучающийся осваивает образовательную программу полностью удаленно с использованием специализированной дистанционной оболочки (платформы), функциональность которой обеспечивается организацией. Все коммуникации с педагогическим работником осуществляются посредством указанной оболочки (платформы), очные занятия отсутствуют (раздел 2.1).
Таким образом, дистанционное обучение - широкое понятие, подразумевающее обучение "на дистанции", проведение занятий на расстоянии с использованием сетевой инфраструктуры, как инструмента удаленного взаимодействия педагога и обучающегося. Именно этот показатель удаленности при электронном обучении не слишком важен.
Электронное обучение подразумевает применение ПК, электронных образовательных ресурсов (электронных учебников, видеоматериалов, тестов, презентаций, интерактивных моделей и т.п.), содержащихся в какой-либо базе данных, а также применение информационных технологий и сетей для обработки и передачи информации между педагогами и обучающимися. При электронном обучении акцент делается на средства (инструменты) обучения, при этом обучающийся и педагог могут находиться как в образовательной организации, так и в разных местах, а сам процесс обучения может осуществляться как в синхронном (онлайн), так и асинхронном (офлайн) режимах. Расстояние не является определяющей характеристикой электронного обучения. Ключевую роль играет электронный контент, использование виртуальной обучающей среды (платформы). Электронное обучение позволяет учащимся полностью погрузиться в информационно-образовательную среду - смотреть/слушать лекции, выполнять задания, консультироваться с педагогами благодаря подключению к сети.
В большинстве случаев образовательные организации реализуют смешанное обучение, сочетая применение ЭО и ДОТ.
Если упомянутый в вопросе видеокурс существует в цифровой форме, представляет собой логически и структурно завершенную и методически обеспеченную учебную единицу, предполагает как освоение обучающимся материала путем его работы и взаимодействия в электронной информационно-образовательной среде, так и осуществление контроля и оценки его работы, то, полагаем, его можно считать видом электронного обучения.
Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Эксперт Лисицкая Ольга Сергеевна
Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник юриста» в рамках стандарта обслуживания.
Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.