Консультация дня
Обременение государственного имущества перед приватизацией эксплуатационными и инвестиционными обязательствамиВсе консультации

Обременение государственного имущества перед приватизацией эксплуатационными и инвестиционными обязательствами

Обременение государственного имущества перед приватизацией эксплуатационными и инвестиционными обязательствами

Вопрос:

Возможно ли обойти на законных основаниях требование законодательства, например, с помощью каких-либо соглашений с отлагательными условиями (что будущий владелец уже после приобретения обязуется включить имущество в инвестиционную программу).

Так, при приватизации государственного имущества существуют ограничения, установленные законодательством - Федеральным законом N 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества", а именно в соответствии со ст.30.1 Положения статьи требуют того, чтобы государственное имущество перед приватизацией должно быть обременено обязательствами - эксплуатационными и инвестиционными. Так, инвестиционные обязательства предполагают, что имущество должно быть перед приватизацией включено в инвестиционную программу сетевой организации, которая в свою очередь должна быть утверждена соответствующим органом государственной власти.

Ответ:

Приватизация энергообъектов (переход права собственности) возможна лишь при условии обременения собственников обязательствами по строительству, реконструкции или модернизации, а также по эксплуатации указанных объектов.

Обоснование:

В силу статьи 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Статьей 30.1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлены особенности приватизации объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем.

Одно из условий приватизации названных объектов - обременение их обязательствами по строительству, реконструкции и (или) модернизации (инвестиционные обязательства), обязательствами по эксплуатации (эксплуатационные обязательства) (пункт 1 статьи 30.1 Закона N 178-ФЗ).

При этом условия инвестиционных обязательств определяются инвестиционными программами соответствующих организаций. А сами инвестиционные программы должны соответствовать требованиям, предъявляемым к содержанию инвестиционных программ и утвержденным нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункты 4, 5 статьи 30.1 Закона N 178-ФЗ).

Исходя из содержания пункта 8 статьи 30.1 Закона N 178-ФЗ условия инвестиционных и эксплуатационных обязательств подлежат обязательному включению, в том числе в качестве существенных условий, в следующие документы:

- решение об условиях приватизации государственного и муниципального имущества;

- договор купли-продажи объектов, если приватизация указанных объектов и (или) систем осуществляется посредством их продажи;

- договор купли-продажи акций в случае, если объекты приватизируются путем внесения их в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества.

Как видим, инвестиционное обязательство, оформленное в виде инвестиционной программы организации (субъекта энергетики) - необходимое условие приобретения приватизируемого имущества.

То есть продать государственное (муниципальное) имущество (объекты энергоснабжения), не указав в договоре инвестиционные обязательства покупателя, не получится: в соответствии с этапностью приватизации данных объектов, приведенной в рассматриваемой статье, сначала он (субъект энергетики) определяет условия инвестиционных обязательств (в виде инвестиционной программы), уполномоченным органом принимается решение об условиях приватизации (содержащее эти условия для покупателя - о необходимости выполнения инвестиционных обязанностей), и только потом, с определенными инвестиционными обязательствами проводятся торги, определяется их победитель, заключается договор, и объекты (обремененные обязательствами) передаются покупателю.

Приватизация объектов энергетического комплекса с "отложенным" обременением инвестиционными и эксплуатационными обязательствами законодательством не предусмотрена. Иными словами, на момент перехода права собственности обременение данного права (в виде обязательств покупателя построить/реконструировать/модернизировать и эксплуатировать объект определенным образом) уже должно существовать.

Невключение организатором торгов в документацию (проект договора купли-продажи) условий таких обязательств признается антимонопольными органами нарушением закона. Так, по обстоятельствам дела по жалобе энергосетевой компании на действия организатора торгов при проведении конкурса на право заключения договора купли-продажи муниципального имущества Комиссией УФАС России по региону было установлено, что условия инвестиционных обязательств и эксплуатационных обязательств не были включены ни в состав решения об условиях приватизации объектов электросетевого хозяйства, ни в договор купли-продажи данного имущества. Такое действие организатора торгов в соответствии с позицией антимонопольного органа вступило в противоречие с пунктом 8 статьи 30.1 Закона N 178-ФЗ (Решение Комиссии УФАС по Кемеровской области от 27.12.2017 N 171/11-18.1-2017).

Если энергообъект будет продан на торгах и перейдет покупателю без условий об обременении, регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации "не обремененного" перехода права собственности, ссылаясь на нарушение порядка приватизации объекта, предусмотренного Законом N 178-ФЗ - о приватизации без условий об обременении инвестиционными и эксплуатационными обязательствами (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 04.04.2018 N Ф10-844/2018 по делу N А35-607/2017).

Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
     Эксперт Лисицкая Ольга Сергеевна

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник юриста» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.

Уважаемые пользователи систем «Кодекс» и «Техэксперт»!

Если при переходе на удаленную работу в период карантина, вам нужны правовые или нормативно-технические документы, то мы предлагаем Вам бесплатно получить онлайн доступ к рабочей версии.

Переход на удаленную работу