Консультация дня
О привлечении к административной ответственности по статье 9.2 КоАП РФВсе консультации

О привлечении к административной ответственности по статье 9.2 КоАП РФ

Вопрос:

Каким образом можно оштрафовать индивидуального предпринимателя по ст.9.2 КоАП РФ за нарушение? Интересует порядок проведения проверок, по результатам которых и привлекаются соответствующие лица к юридической ответственности.

Ответ:

Сроки и последовательность административных процедур при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений установлены "Административным регламентом исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)", утвержденным приказом Ростехнадзора от 24.02.2016 N 67.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.2 КоАП РФ, в отношении индивидуальных предпринимателей, осуществляется в том же порядке, что и в отношении юридических лиц.

Обоснование:

В соответствии с пунктом 2 "Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.10.2012 N 1108, задачей федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, повреждение которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций (далее соответственно - федеральный государственный надзор, гидротехнические сооружения), является предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), осуществляющими эксплуатацию (в том числе при капитальном ремонте, консервации, ликвидации) гидротехнических сооружений, требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных законодательством Российской Федерации (далее - обязательные требования).

В соответствии с пунктом 5 Положения федеральный государственный надзор включает в себя:

  • организацию и проведение плановых и внеплановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, сроки, периодичность, порядок назначения и оформления результатов которых установлены Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом "О безопасности гидротехнических сооружений";
  • принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
  • систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований;
  • анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности в области безопасности гидротехнических сооружений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Предметом проверки при осуществлении федерального государственного надзора является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности по эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений обязательных требований (пункт 6 Положения).

Сроки и последовательность административных процедур при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений установлены "Административным регламентом исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)", утвержденным приказом Ростехнадзора от 24.02.2016 N 67.

В соответствии с пунктом 9 (пп."г") Положения должностные лица, осуществляющие федеральный государственный надзор, имеют право в числе прочего составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.

Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор по рассмотрению дел об административных нарушениях, установлены статьей 23.31 КоАП РФ (протоколы об административных правонарушениях, в т.ч. предусмотренных статьей 9.2 (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), составляются в соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ должностными лицами Ростехнадзора в пределах компетенции этого госоргана).

Субъектами правонарушений, предусмотренных статьей 9.2 КоАП РФ, могут быть граждане, должностные и юридические лица, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, чья деятельность функционально связана с проектированием, строительством, приемкой, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией, ремонтом, реконструкцией, консервацией либо выводом из эксплуатации гидротехнических сооружений, виновные в несоблюдении норм и правил безопасности при осуществлении этой деятельности.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.2 КоАП РФ, в отношении индивидуальных предпринимателей осуществляется в том же порядке, что и в отношении юридических лиц, и включает те же стадии: возбуждения дела (глава 28 КоАП РФ), рассмотрение дела (глава 29 КоАП РФ); пересмотр постановления, решения по делу (глава 30 КоАП РФ); исполнение постановления по делу (глава 31, статьи 32.2, 32.12 КоАП РФ).

Согласно статье 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:

  1. выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  2. принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

В случае если при проведении проверки будет установлено, что деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя в порядке, установленном КоАП РФ.

Следует также отметить, что в соответствии со статьей 20 (часть 1) Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных данным Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Перечень грубых нарушений требований к организации и проведению проверок установлен частью 2 указанной статьи.

Груша Г.А.,

эксперт в области гражданского и трудового

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник юриста» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.