+7 (495)730-07-66
Консультация дня
Нужно ли согласовывать выделение специалистовВсе консультации

Нужно ли согласовывать выделение специалистов Ростехнадзора для проверок, проводимых прокуратурой

Вопрос:

Прошу Вас разъяснить следующую ситуацию: в адрес Управления Ростехнадзора приходят требования о выделении специалистов для участия проверочных мероприятий, проводимых органами прокуратуры по вопросам соблюдения законодательства в области энергетики, данные требования направляются органами прокуратуры различного уровня (прокуратуры субъекта, города, района и т.п.). Должны ли такие мероприятия быть согласованы с органами генеральной прокуратуры и в каком порядке?

Ответ:

Генеральной прокуратурой РФ поручено органам прокуратуры на местах обеспечить направление писем о проведении внеплановых проверок и выделении специалистов в федеральные органы контроля, находящиеся на соответствующей территории, а также иные органы контроля, поднадзорные городским и районным прокуратурам, только прокурорами города и района; в органы контроля (надзора) субъектов Российской Федерации и территориальные подразделения федеральных органов контроля в субъектах Российской Федерации - прокурорами субъекта Российской Федерации или его заместителями; в поднадзорные управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах органы контроля (надзора) - начальниками данных управлений либо их заместителями. При соблюдении данных правил согласования поручения о выделении специалистов с Генпрокуратурой России не требуется.

Обоснование:

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 17.01.92 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" во взаимосвязи его с положениями пункта 1 статьи 21 Закона N 2202-1 прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов власти и управления выделения специалистов для выяснения возникших вопросов.

Данные требования прокурора подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6 Закона N 2202-1).

С одной стороны, из буквального прочтения приведенных положений следует, что требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов прокурор уполномочен только от органов, в отношении которых он проводит проверку соблюдения и исполнения законов.

Однако в правоприменительной, в том числе судебной, практике закрепилось иное толкование данного полномочия прокурора: прокурор вправе просить выделить специалистов соответствующих профилю проверки органов, обладающих специальными познаниями, для участия в прокурорских проверках, с предоставлением ими по окончанию участия в прокурорских проверках соответствующей информации (справок, заключений, актов обследования и т.д.) о нарушениях, необходимой для принятия мер прокурорского реагирования (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2012 N 17АП-888/2012-АК по делу N А60-29477/2011). Довод о том, что при проведении проверки прокурор вправе требовать выделения специалистов только от руководителей органов проверяемых организаций, основан на неправильном толковании положений статей 21, 22 Закона N 2202-1 (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2012 N 17АП-20/2012-АК по делу N А60-32672/2011).

С учетом принятого правоприменения приходим к выводу о том, что при установлении необходимости при проведении проверки исполнения законов использования помощи специалистов для выяснения возникших вопросов прокурор вправе обратиться к руководителю соответствующего государственного органа, организации, учреждения, к ведению которого относится осуществление контроля (надзора) в проверяемой сфере правовых отношений, с требованием о выделении такого специалиста на срок, необходимый для установления, исследования обстоятельств совершения правонарушения, требующего специальных познаний, для представления информации (в виде актов, справок), необходимой для принятия мер прокурорского реагирования.

Как видим, на направление рассматриваемого требования уполномочен именно прокурор (а, например, не помощник прокурора района, города) - без уточнения принадлежности к определенному уровню органа прокуратуры в общей иерархии и без указания на необходимость согласования таких действий с вышестоящим органом прокуратуры. То есть для выполнения возложенных функций прокурору не требуется дополнительного уполномочивания.

Вместе с тем, направление поручений о привлечении специалистов неуполномоченными лицами органа прокуратуры, оценка целесообразности такого привлечения без участия руководства прокуратур привели бы к привлечению специалистов органов контроля по малозначительным вопросам, нерациональному использованию кадрового потенциала органов контроля (надзора). На это обращает внимание Генпрокуратура России в Письме от 20.07.2012 N 76/2-146-2012 "Об упорядочении направления поручений о проведении проверок в федеральные контролирующие органы".

Генпрокуратура России дала указание прокурорам субъектов РФ придерживаться следующего правила: обеспечить направление писем о проведении внеплановых проверок и выделении специалистов в федеральные органы контроля, находящиеся на соответствующей территории, а также иные органы контроля, поднадзорные городским и районным прокуратурам, только прокурорами города и района, в органы контроля (надзора) субъектов Российской Федерации и территориальные подразделения федеральных органов контроля в субъектах Российской Федерации - прокурорами субъекта Российской Федерации или его заместителями. Аналогичную практику следует предусмотреть соответствующим специализированным прокурорам.

В поднадзорные управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах органы контроля (надзора) письма о проведении внеплановых проверок и выделении специалистов должны направлять начальники данных управлений либо их заместители.

Практика направления руководителям федеральных органов контроля требований о проведении проверок прокурорами районов, городов, субъектов Российской Федерации минуя Генеральную прокуратуру Российской Федерации должна быть исключена.

Указанного подхода следует придерживаться при оценке поступившего в Управление Ростехнадзора из прокуратуры требования о выделении специалистов: если речь идет о территориальном управлении Ростехнадзора по федеральному органу, поручения направляются начальниками (заместителями) управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах; в региональное управление Ростехнадзора - прокурорами субъекта Российской Федерации или его заместителями.

А если по какой-либо причине поручения направлены напрямую руководителю Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору прокурорами районов, городов, субъектов Российской Федерации, они в обязательном порядке согласовываются в Генеральной прокуратуре Российской Федерации.

Кроме того, в любом поручении о привлечении специалиста органа контроля должны быть указаны основания и подлежащие проверке вопросы. 

Лисицкая О.С.,
эксперт по гражданскому, корпоративному и трудовому праву

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник юриста» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.

Подписаться на рассылку новых консультаций