+7 (495)730-07-66
Консультация дня
Норматив потребления коммунальной услугиВсе консультации

Установление норматива потребления коммунальной услуги с применением повышающего коэффициента в отсутствие акта обследования

Вопрос:

В многоквартирном жилом доме не установлены общедомовые счетчики по отоплению. В ноябре начислили оплату за отопление с повышающим коэффициентом 1,4% за октябрь и ноябрь. Обращались устно в УК, не предоставляют акт обследования о наличии/отсутствии технической возможности установки приборов учета, говорят, что такого акта нет. В соответствии с законом об энергоэффетивности ресурсоснабжающая организация обязана была в срок до 01.07.2013 установить общедомовые приборы учета. Однако данную обязанность не выполнила, акт о наличии/отсутствии технической возможности не составила, но коэффициент как меру "наказания" начислила. УК предложила проголосовать на общем собрании об установке счетчиков по отоплению и после этого обязать ресурсоснабжающую организацию установить счетчики, хотя в данном случае, считаю, в силу закона согласие собственников не требуется. Собственники не возражают против установки счетчиков.

Законно ли начисление оплаты с коэффициентом при отсутствии акта обследования? Кто обязан провести обследование МКД на предмет установления технической возможности для установки общедомовых счетчиков по отоплению и по чьей инициативе? Кому предъявлять жалобу по поводу начисления оплаты с коэффициентом: в УК или ресурсоснабжающую организацию, или в ГЖИ?

Ответ:

Применение повышающих коэффициентов при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды (за исключением коммунальной услуги по газоснабжению и по водоотведению на общедомовые нужды) при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета первоначально предусматривалось Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 и от 17.12.2014 N 1380, позднее положения, приведенные в Правилах N 306, были фактически перенесены в несколько измененном виде в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).

Как следует из ранее действующей редакции Правил N 306 и действующей редакции Правил N 354, определение норматива с учетом повышающего коэффициента обусловлено отсутствием коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, но при наличии технической возможности их установки.

В вашем случае наличие/отсутствие такой возможности не установлены, поскольку не составлен соответствующий акт обследования.

При этом вопрос фактически сводится к тому, правомерно ли применять повышающие коэффициенты, если такой акт не был составлен (при его отсутствии), то ДО составления акта.

Следует отметить, что трактовка Правил N 354 и Правил N 306 обусловила наличие двух различных точек зрения по данному вопросу:

1) Согласно первой позиции из положений Правил N 306 и Правил N 354 следует, что в формулах расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета (при наличии технической возможности установки прибора учета или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета), должен применяться норматив потребления коммунальной услуги с применением повышающего коэффициента ("повышенный норматив").

Иными словами, такой коэффициент применяется:

  • если отсутствует общедомовой прибор учета, но есть подтверждение (акт обследования) о наличии технической возможности его установки;
  • если акт обследования, подтверждающий отсутствие технической возможности установки общедомового прибора учета, в принципе отсутствует (как в Вашем случае).

Данная позиция имеет широкое распространение и основана на:

  • разъяснениях Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, являющегося органом, который официально уполномочен давать разъяснения в сфере ЖКХ (см. письма от 11.09.2015 N 29445-ЛГ/04 и от 18.03.2015 N 7288-ач/04, согласно которым "повышенный норматив" применяется как при наличии технической возможности установки прибора учета, но его отсутствии, так и при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета).

    Позднее (с учетом внесенных в Правила N 354 поправок) в письме от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 Минстрой России подчеркнул, что одним из условий применения повышающих коэффициентов является право теплоснабжающей организации в расчетах с исполнителем коммунальных услуг применить повышающий коэффициент при отсутствии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета;

  • сложившейся судебной практике ряда судов (см., например, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2016 N 17АП-15397/2016-ГК по делу N А71-3560/2016).

Вологодский областной суд, в частности, в Апелляционном определении от 23.09.2015 N 33-4875/2015 указал, что действующим законодательством предусматривается применение повышающих коэффициентов к нормативам потребления при расчете размера платы за коммунальную услугу, как при наличии акта обследования, подтверждающего наличие технической возможности установки прибора учета, так и при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета, поэтому повышающие коэффициенты правомерно применять и до составления акта обследования.

Единственный вариант в таком случае, когда повышающий коэффициент не применяется - это наличие акта обследования, подтверждающего отсутствие технической возможности установки прибора учета коммунального ресурса.

2) Вторая точка зрения заключается в том, что применение повышающего коэффициента возможно только в том случае, если у исполнителя коммунальных услуг имеется акт обследования дома или помещения, подтверждающий наличие технической возможности установки прибора учета тепловой энергии. И применять коэффициент можно только начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.

То есть, повышенные нормативы могут быть применены только в тех случаях, когда доказана техническая возможность установки счетчиков и их фактическое отсутствие.

Следовательно, право на взимание платы с учетом повышающего коэффициента у РСО возникает только с момента определения технической возможности установки прибора учета, то есть с момента составления акта обследования, подтверждающего наличие такой возможности.

Как отмечает Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 01.11.2016 по делу N А05-4631/2016, для решения вопроса о применении повышенного коэффициента к нормативу потребления коммунальной услуги необходимо наличие соответствующего акта независимо о того, по чьей инициативе он может быть составлен.

Учитывая различные мнения по вопросу начисления повышенной платы при отсутствии акта обследования, можно порекомендовать в данной ситуации исполнителю коммунальных услуг (УК), столкнувшемуся с проблемой применения повышающих коэффициентов РСО, написать в РСО запрос о том, на каком основании производится начисление с коэффициентом, и требовать перерасчета. Если РСО откажется производить перерасчет - обращаться в суд, доказывая, что начисления незаконные. Однако необходимо учитывать, что суд с большой степенью вероятности может занять позицию РСО.

Что касается проведения обследования МКД, то Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета и Форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета утверждены приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 627.

При этом лицо, уполномоченное проводить такое обследование и составлять такой акт, правовыми актами прямо не определено.

Предполагается, что инициирует проведение обследования лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, то есть УК (пункт 3 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утв. приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149, далее - Порядок N 149).

На это указывает также и то, что УК в целях исполнения Правил осуществления деятельности по управлению МКД, утв. постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, обязаны вновь предложить собственникам помещений смонтировать ОПУ перед тем, как начислять плату за коммунальные услуги на ОДН с учетом повышающих коэффициентов. Соответственно, в интересах УК организовать проведение обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета.

Проводить обследование и составлять акт следует комиссионно - с участием представителей управляющей организации, обязательно - ресурсоснабжающей организации (пункт 10 Порядка N 149) и уполномоченного лица от имени собственников помещений в МКД.

Лисицкая О.С.,

эксперт по гражданскому, корпоративному и трудовому праву

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник юриста» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.

Подписаться на рассылку новых консультаций