Консультация дня
Негативное воздействие на окружающую средуВсе консультации

Относятся ли скважины (объекты добычи подземных вод) к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду

Негативное воздействие на окружающую среду

Вопрос:

АО является сельскохозяйственной организацией. Для обеспечения своей производственной деятельности общество использует технические подземные воды на основании лицензии, полученной в установленном законом порядке. В лицензии указаны 4 (четыре) скважины, две из которых эксплуатируются обществом, две не используются обществом и находятся на земельных участках, проданных обществом другим лицам. 25 июня 2020 года получено предостережение Южного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Южное Межрегиональное управление Росприроднадзора) с требованием о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), к которым, по мнению управления, относятся скважины, находящиеся в нашем пользовании на основании выданной лицензии. Правомерны ли требования управления, указанные в предостережении? Относятся ли скважины к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)? Как исключить из лицензии скважины, не используемые обществом и находящиеся на земельных участках, проданных обществом другим лицам?

Ответ:

Обоснованность позиции инспектора Росприроднадзора, изложенной в предостережении, подтверждается анализом законодательства об охране окружающей среды и официальной позицией ведомства по вопросу.

Обоснование:

Согласно статье 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (пункты 1, 2) объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет.

При этом в силу статьи 1 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории (пункт 1 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ).

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029.

Из анализа Критериев N 1029 следует, что категорирование объектов, оказывающих НВОС, осуществляется в зависимости от вида осуществляемой деятельности на объекте.

При этом добыча подземных вод вообще не предусмотрена Критериями N 1029, что, на первый взгляд, исключает необходимость отнесения скважин к какой-либо категории объектов, оказывающих НВОС.

В свою очередь, Законом N 7-ФЗ (статья 69) предусмотрен государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Ведение федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих в соответствии со статьей 65 Закона N 7-ФЗ федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Ведение региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 8 статьи 69 Закона N 7-ФЗ).

Согласно пункту 6 статьи 65 Закона N 7-ФЗ федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень.

Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется на основании установленных Правительством Российской Федерации критериев.

По смыслу подпункта "б" пункта 6 Критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утв. постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 N 903, если на объекте осуществляется деятельность по застройке площадей залегания полезных ископаемых и (или) связанная с пользованием участками недр, за исключением участков недр местного значения, то такой объект подлежат федеральному государственному экологическому надзору, а, значит, в соответствии с пунктом 8 статьи 69 Закона N 7-ФЗ и учету в федеральном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Иными словами, поскольку осуществляется деятельность, связанная с добычей подземных вод (с пользованием участками недр на основании лицензии на пользование недрами), то объекты добычи (скважины) подлежат федеральному государственному экологическому надзору, а потому и учету в федеральном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, как объекты, оказывающие НВОС.

Критериями N 1029 объекты, деятельность на которых связана с различного рода пользованием участками недр (в первую очередь, добычей полезных ископаемых), определены как объекты I и II категории негативного воздействия, а также установлено, что в случае осуществления на объекте хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в I, II и IV разделах Критериев и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в IV разделе Критериев, объект относится к объектам III категории негативного воздействия на окружающую среду (пункт 5 Критериев N 1029). Тем самым, к объектам, деятельность на которых связана с пользованием участками недр и которая не указана в разделах I и II Критериев, можно отнести объекты добычи подземных вод (в том числе скважины).

Такова официальная позиция уполномоченного ведомства - Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. В частности, на официальном сайте Южного Межрегионального управления Росприроднадзора отражена позиция по вопросу о постановке на учет объектов добычи подземных вод и разъяснено, что объект, на котором осуществляется деятельность, связанная с пользованием участками недр, содержащими подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет более 500 кубических метров в сутки, подлежит учету в федеральном государственном реестре объектов НВОС в соответствии с положениями пункта 8 статьи 69 Закона N 7-ФЗ и подпунктом "б" пункта 6 Критериев N 903.

В соответствии со статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Следует признать, что в судебной практике вышеизложенный подход нашел поддержку.

Например, Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики (Решение от 10.06.2019 N 21-53/2019), рассматривая требование МУП об отмене актов о привлечении к административной ответственности по статье 8.46 КоАП РФ за не постановку на учет артезианских скважин для добычи пресных вод как объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отклонил доводы МУП о том, что скважины не относятся к подлежащим постановке на учет объектам, оказывающим воздействие на окружающую среду, и признал, что скважины МУП, как объекты, на которых осуществляется деятельность, связанная с пользованием участками, содержащими подземные воды, которые используются для целей питьевого их хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой, подлежат учету в федеральном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с положениями пункта 8 статьи 69 Закона N 7-ФЗ и подпунктом "б" пункта 6 Критериев N 903. Аргументация суда была очень сходной с той, что изложена в предостережении инспектора.

В вопросе указано, что часть участков, указанных в лицензии на пользование недрами (со скважинами), продана другим юридическим лицам.

При этом сами по себе скважины не могут быть проданы.

Более того, в соответствии с Законом РФ от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности только в строго определенных случаях, в частности, дочернему юридическому лицу; созданному (учрежденному) пользователем недр новому юрлицу (см. часть 1 статьи 17.1).

В этих случаях лицензия на пользование участком недр полежит переоформлению (порядок переоформления лицензии можно найти в приказе Минприроды России от 29.09.2009 N 315 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр"; при пользовании участками недр местного значения руководствоваться следует законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации).

Право пользования участком или участками недр, приобретенное юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передано третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав, установленной гражданским законодательством, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 2395-1 или иными федеральными законами (часть 7 статьи 17.1 Закона N 2395-1).

Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
     Эксперт Лисицкая Ольга Сергеевна

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник юриста» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.