Консультация дня
Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о товареВсе консультации

Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о товаре

Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о товаре

Вопрос:

Органом защиты прав потребителей привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП производитель закусок - мюсли. Поводом для привлечения к ответственности послужил тот факт, что на потребительской упаковке (пакете) имеется самоклеющийся стикер, на котором нанесена надпись: "Информация на стикере является приоритетной". Производитель, указанный на упаковке, отличается от наименования производителя, указанного на стикере, адреса местонахождения также разнятся. Правомерна ли позиция органа?

Ответ:

Согласно п.1 ст.9 Федерального закона от 7.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Также в п.2 ст.10 Закона N 2300-1 установлено, что информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера.

В соответствии с ч.1 ст.14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей;
  • на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Информация для потребителя должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно состава, свойств, пищевой ценности, природы, происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность пищевого продукта, и не мог ошибочно принять данный продукт за другой, близкий к нему по внешнему виду или другим органолептическим показателям (п.3.4 ГОСТ Р 51074-2003, утвержденного постановлением Госстандарта России от 29.12.2003 N 401-ст).

В соответствии с п.4 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2017) злоупотребление доверием потребителя при предоставлении ему информации о товаре недопустимо.

На основании вышеизложенных положений можно сделать вывод, что упаковка товара должна содержать полную и однозначно понимаемую информацию о производителе и его местонахождении. Наличие разной информации на упаковке товара и стикере может рассматриваться как введение потребителя в заблуждение. Следует отметить, что на потребительской таре должно быть указано наименование той организации, которая произвела данный товар, в данном случае это определить затруднительно.

Таким образом, привлечение к административной ответственности в данной ситуации правомерно.

Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
     Эксперт Репич Иван Васильевич

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник бухгалтера» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.