Консультация дня
Налоговая проверкаВсе консультации

Налоговая проверка в связи с увеличением дебиторской и кредиторской задолженности

Вопрос:

В бух. отчетности за 2015 год установлено увеличение дебиторской и кредиторской задолженности в сравнении с аналогичным периодом 2014 года. Налоговая инспекция просит подробную расшифровку сумм деб. и кред. задолженности по состоянию на 01.01.2016 в разрезе по контрагентам, ссылаясь на п.3 ст.88 НК РФ. Правомерны ли такие запросы? Как правильно ответить, чтобы не предоставлять такие данные

Ответ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к выводу, что оценка правомерности требования налогового органа представить расшифровку сумм дебиторской и кредиторской задолженностей на основании "выявленного увеличения дебиторской и кредиторской задолженности в сравнении с аналогичным периодом 2014 года" может быть дана только на основании анализа документов конкретной ситуации.

По нашему мнению, налоговый орган, выявив "увеличения дебиторской и кредиторской задолженности в сравнении с аналогичным периодом 2014 года", согласно п.3 статьи 88, п.1 статьи 93 и п.6 статьи 101 НК РФ, имеет основание требовать представления расшифровки сумм дебиторской и кредиторской задолженностей в целях исполнения функций налогового контроля (статьи 31, 88, 93, 101 НК РФ).

В силу статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.

Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную пунктом 2 статьи 126 НК РФ.

Обоснование:

Право налогового органа, проводящего налоговую проверку, истребовать необходимые сведения и документы установлено п.1 статьи 93 НК РФ и п.6 статьи 101 НК РФ (в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля).

Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п.1 статьи 88 НК РФ).

В соответствии с п.3 статьи 88 НК РФ если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете), противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Также в силу пп.1 п.1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, сборов.

Должностное лицо налогового органа, проводящее камеральную налоговую проверку, вправе истребовать в ходе этой проверки у налогоплательщика документы и пояснения в соответствии со статьями 88 и 93 НК РФ.

НК РФ не содержит конкретного перечня информации, которую могут запросить налоговые органы в качестве пояснений. Налоговый орган может запросить документы, содержащие информацию о деятельности проверяемого налогоплательщика. При этом запрашиваемая информация должна касаться предмета проверки и (или) подтверждать правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов (письма Минфина России от 05.08.2008 N 03-02-07/1-336, от 11.10.2007 N 03-02-07/1-438, ФНС России от 25.07.2007 N 06-1-04/496@).

Аналогичная позиция представлена и арбитражной практикой (Постановления ФАС ВВО от 24.08.2009 N А82-15261/2008-27, ФАС ДВО от 20.05.2009 N Ф03-2111/2009, ФАС УО от 28.04.2009 N Ф09-8988/08-С2, ФАС МО от 16.07.2008 N КА-А41/5556-08).

ФАС МО в своем Постановлении от 09.09.2013 по делу N А40-149427/12-140-1074 указал, что налоговый орган может истребовать любые документы, в том числе не предусмотренные налоговым и бухгалтерским законодательством, с целью проверки правильности исчисления и уплаты налогов (сборов).

Таким образом, налоговый орган, выявив "увеличения дебиторской и кредиторской задолженности в сравнении с аналогичным периодом 2014 года", имеет основание требовать представления расшифровки сумм дебиторской и кредиторской задолженностей в целях исполнения функций налогового контроля.

При этом оценка правомерности действий налогового органа в рассматриваемом случае может быть дана только на основании анализа документов конкретной ситуации.

В силу статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.

Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную пунктом 2 статьи 126 НК РФ (п.4 статьи 93 НК РФ, письмо ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622).

Подтверждением данной позиции могут служить Определение КС РФ от 12.07.2006 N 267-О, письма Минфина России от 07.10.2015 N 03-02-08/57177, от 14.10.2013 N 03-06-06-01/42704, от 14.12.2010 N 03-02-07/1-593, от 24.11.2008 N 03-02-07/1-471, письмо ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@.

Лежнева В.В.,

эксперт в области бухгалтерского учета и налогообложения

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник бухгалтера» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.