Консультация дня
Минтруд о выдаче работнику бумажной трудовой книжкиВсе консультации

Минтруд о выдаче работнику бумажной трудовой книжки в случае, если он выбрал электронную

Министерство труда и социальной защиты РФ рассмотрело вопросы о выдаче работодателем трудовой книжки в случае подачи работником заявления о ведении электронной трудовой книжки.

В частности, ведомство обратило внимание на сроки выдачи трудовой работнику на руки, если он подал заявление о предоставлении ему сведений о трудовой деятельности в электронном виде (т.е. о ведении электронной трудовой книжки) (Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 13.03.2020 г. N 14-2/В-260).

Напомним, что до 31 декабря 2020 года каждый работник должен подать работодателю письменное заявление о выборе способа ведения его трудовой книжки - в бумажном или электронном виде. Если работник выберет электронную трудовую книжку, работодатель выдает ему трудовую книжку и освобождается от ответственности за ее хранение.

Возникает вопрос: в какие сроки выдавать работнику его трудовую книжку? Законодательством этот вопрос не урегулирован.

По мнению Минтруда, в этом случае возможно применить норму ст. 62 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней выдать работнику трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения).

Стоит отметить, что ранее специалисты Минтруда указывали на то, что трудовая книжка выдается работнику в день подачи им заявления о ведении электронной трудовой книжки (Письмо Минтруда России от 12.02.2020 N 14-2/В-150).

Исходя из дословного прочтения норм Федерального закона от 16.12.2019 г. N 439-ФЗ, можно сделать вывод, что трудовую книжку работодатель может отдать работнику вплоть до 31 декабря 2020 года. Нарушением законодательства это являться не будет.

С другой стороны, если работник отказался от бумажной трудовой книжки, у работодателя фактически нет причин для того, чтобы оставлять трудовую книжку у себя до конца 2020 года.

Таким образом, однозначного ответа на данный вопрос законодательство не содержит.

По нашему мнению, сроки выдачи работнику трудовой книжки можно закрепить в тех локальных актах, в которые вносятся изменения в связи с переходом на электронные трудовые книжки - в правилах внутреннего трудового распорядка, в коллективном договоре (при его наличии) и т.д.

При установлении сроков выдачи необходимо учесть штатную численность работников организации, в том числе численность работников кадровой службы и количество времени, которое тратится на работы по кадровому учету.

Минтруд также напомнил, что при выдаче трудовой книжки работнику в нее вносится запись о подаче работником заявления о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 Трудового кодекса РФ (Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 16.03.2020 г. N 14-2/В-267).

Конкретной формулировки такой записи законодательством также не предусмотрено, но представляется, что она должна быть аналогична норме п. 3 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 г. N 439-ФЗ.

Например, запись может выглядеть следующим образом:

- "Подано письменное заявление (фамилия, имя, отчество) о предоставлении ему (ей) работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 16.12.2019 N 439-ФЗ)";

или

- "Работник подал заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации"; - либо можно применить другую формулировку, соответствующую законодательству об электронных трудовых книжках.

Особое внимание Минтруд обращает на то, что запись о выдаче трудовой книжки должна быть надлежащим образом заверена.

Например, при увольнении работника все записи, внесенные в его трудовую книжку за время работы у данного работодателя, заверяются (п. 35 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 г. N 225, Федеральный закон от 06.04.2015 г. N 82-ФЗ):     

- подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек;

- печатью работодателя (при наличии);

- подписью самого работника.

Опять же, заверять записи в трудовой книжке необходимо только при увольнении, и прямой обязанности делать это при выдаче бумажной трудовой книжки при выборе электронной законодательство не устанавливает.

Поскольку письмо Минтруда не является нормативно-правовым актом и носит рекомендательный характер, рекомендуем работодателю самостоятельно принять решение о том, заверять или нет запись о выдаче работнику трудовой книжки в случае подачи им заявления о ведении электронной трудовой книжки.

В системе "Помощник кадровика: Эксперт" содержатся справки "Трудовая книжка", "Порядок заполнения трудовой книжки, вкладыша к ней и ее дубликата", а так же консультации:

- Электронные трудовые книжки

- Заполнение электронной трудовой книжки (сведений о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД)

- Электронные трудовые книжки, в том числе для совместителей (форма СЗВ-ТД)

 

Бесплатно скачать текст документа
Минтруд о выдаче работнику бумажной трудовой книжки в случае, если он выбрал электронную

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник кадровика» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.