+7 (495)730-07-66
Консультация дня
Материальное стимулирование организации-покупателяВсе консультации

Материальное стимулирование организации-покупателя за выполнение определенных условий поставки

Вопрос:

Может ли компания - продавец непродовольственного товара, не нарушая норм законодательства, материально стимулировать торговый персонал компании-покупателя или саму компанию-покупателя, нет ли прямого запрета либо ограничений на такие действия? Материальное стимулирование заключается в следующем: например, при возрастании объема продаж конкретной торговой точке компании-покупателя товара компания-продавец уплачивает с определенный процент от продаж, или при продаже на определенную сумму сама компания-покупатель получает от компании-продавца подарочную карту с определенным номиналом.

Ответ:

Стороны договора поставки вправе предусмотреть условие о выплате поставщиком денежной премии, предоставлении бонуса покупателю при достижении определенных показателей продаж.

Обоснование:

За выполнение определенных условий договора поставки (например, за увеличение объема продаж, за достижение иных показателей продаж) на практике компании-поставщики предусматривают условия о предоставлении покупателям (магазинам, торговым точкам) вознаграждения в виде денежной премии (в фиксированной сумме, в виде процентов с продаж) или бесплатной партии товаров, подарков (подарочных карт).

Несмотря на то, что возможность предоставления такого вознаграждения покупателю напрямую не предусмотрена в Гражданском кодексе РФ, включение в договор условия в договор поставки допустимо в силу статьи 421 ГК РФ.

Так, на основании пункта 4 указанной статьи условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

Следовательно, стороны договора поставки вправе предусмотреть условие о предоставлении поставщиком премий и бонусов покупателю за выполнение определенных условий (показателей) договора поставки. В отношении торговли непродовольственными товарами (в отличие от деятельности в сфере торговли продовольственными товарами) каких-либо ограничений для установления таких вознаграждений не имеется.

Следует отметить, что "премией" обычно именуется денежная стимулирующая выплата. А понятие "бонус" можно использовать для обозначения бесплатных товаров, подарков (подарочных карт), предоставляемых при выполнении определенных условий.

Таким образом, поставщик и покупатель (торговая точка) самостоятельно разрабатывают порядок предоставления поощрительных выплат и фиксируют в договоре поставки. Чтобы согласовать условие о премии (бонусе), сторонам следует установить в договоре (дополнительном соглашении к нему) основания (случаи) ее предоставления и размер (расчет), а также прописать, что при ее выплате предусмотренная договором цена товара остается неизменной. Важно, чтобы из договора четко следовало, какой бонус (в каком размере), при каких обстоятельствах и за что предоставляется.

Кроме того, каждый факт хозяйственной жизни организации подлежит оформлению первичным учетным документом (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"), поэтому факт предоставления премии (бонуса) должен быть оформлен соответствующим актом или иным документом, подтверждающим то, что покупатель выполнил условия договора, дающие право на премию (бонус). Акт составляется в произвольной форме, но должен содержать все обязательные реквизиты первичного документа, предусмотренные частью 2 статьи 9 Закона N 402-ФЗ.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания (часть 3 статьи 9 Закона N 402-ФЗ). В силу части 4 статьи 9 Закона N 402-ФЗ все формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Наконец, помимо акта подтверждающим право покупателя на получение бонуса (премии) может являться специальный документ, содержащий уведомление продавца о предоставлении бонуса (премии) покупателю (кредит-нота, справка либо отчет).

Лисицкая О.С.,

эксперт по гражданскому, корпоративному и трудовому праву

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник юриста» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.

Подписаться на рассылку новых консультаций