Консультация дня
Корректность наименования травяного чая на соответствие ТР ТС 022/2011Все консультации

Корректность наименования травяного чая на соответствие ТР ТС 022/2011Корректность наименования травяного чая на соответствие ТР ТС 022/2011

Вопрос:

Организация осуществляет деятельность по производству травяных чаев под торговой маркой "ТРАВЫ И ПЧЕЛЫ", выпуск продукции осуществляется по ТУ 9191-98611221-2016 "Чай травяной "Травы и пчелы". В состав продукции входят такие компоненты, как травы, фрукты и ягоды, сушенные и сублимационной сушке.

Наименование продукции включает в себя следующую информацию, например: чай травяной Новгородский, которая даёт информацию потребителю о продукте, находящемся в упаковке.

Исходя из всего вышесказанного, просим вас предоставить информацию о корректности наименования продукции вышеуказанной категории в соответствии с ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части её маркировки".

Ответ:

При принятии решения по вопросу о соответствии наименования пищевой продукции требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881, необходимо учитывать, что в отношении пищевой продукции, изготовленной из растительного сырья (смеси плодов, ягод, почек, листьев, цветков, побегов, корней) с возможным добавлением чая в количестве не более 50% по массе применяется термин "чайный напиток", а не "травяной чай".

Обоснование:

В силу пунктов 1, 4 части 4.3 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881, к общим требованиям к формированию наименования пищевой продукции относятся в том числе следующие правила:

  • наименование пищевой продукции, указываемое в маркировке, должно позволять относить продукцию к пищевой продукции, достоверно ее характеризовать и позволять отличать ее от другой пищевой продукции;
  • не допускается в наименовании пищевой продукции указывать компоненты, если они или продукты их переработки не входят в состав пищевой продукции.

При этом следует учитывать, что ТР ТС 022/2011 устанавливает требования к пищевой продукции в части ее маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно обеспечения реализации прав потребителей на достоверную информацию о пищевой продукции (часть 3 статьи 1 ТР ТС 022/2011).

Тем самым, маркировка пищевой продукции (в том числе ее наименование) не должна вводить потребителей в заблуждение.

Согласно положениям Межгосударственного стандарта ГОСТ 32593-2013 "Чай и чайная продукция. Термины и определения" (введен в действие приказом Росстандарта от 27.05.2014 N 455-ст) чай представляет собой пищевой продукт, изготовленный из чайного листа и не содержащий других компонентов; чайный лист - отдельные надземные части растений (листья и черешки), принадлежащих различным видам растения рода Camellia семейства Theaceae.

Иными словами, чай - продукт переработки чайного растения, а потому наименование "чай" используется тогда, когда продукт изготовлен из чайного листа. Если в продукте не менее 50% (мас.) чая, но используются и другие компоненты, то применяется наименование "чай с добавками".

В данном случае в состав анализируемой продукции входят такие компоненты, как травы, фрукты и ягоды. О наличии в составе чайного растения не указано.

В силу установленной ГОСТ 32593-2013 терминологии (раздел 2) чайный напиток - пищевой продукт, изготовленный из растительного сырья с возможным добавлением чая в количестве не более 50% по массе и других компонентов; растительное сырье (для изготовления чайной продукции), в свою очередь, представляет собой один вид или смесь целых или измельченных плодов, ягод, почек, листьев, цветков, побегов, корней и других частей растений, отличных от растений, принадлежащих любому виду рода Camellia семейства Theaceae. Термин "травяной чай" не употребляется.

Таким образом, рассматриваемой пищевой продукции соответствует наименование "чайный напиток" - оно характерно для продукции из растительного сырья с необязательным добавлением самого чая и будет достоверно отражать ее характеристики, что позволит избежать споров, связанных с введением потребителей в заблуждение относительно состава такой продукции.

Второй момент - использование в наименовании продукции слова "Новгородский".

Если в состав продукции не входит в основном растительное сырье, выращенное в Новгородской области, действия изготовителя по использованию наименования "Новгородский чай" могут привлечь внимание антимонопольного органа и быть признаны актом недобросовестной конкуренции путем введения потребителей в заблуждение в отношении места производства своего товара (пункт 3 статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Решение ФАС России от 22.07.2019 по делу N 1-14-109/00-08-18).

Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
     Эксперт Лисицкая Ольга Сергеевна

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник бухгалтера» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.