Консультация дня
Извещение о проверке и как защититься от мошенниковВсе консультации

Как должно происходить извещение о проверке и как защититься от мошенников, которые представляются сотрудниками органов контроля

Извещение о проверке и как защититься от мошенников

Вопрос:

Как должно происходить извещение о проверке, и как защититься от мошенников, которые представляются сотрудниками органов контроля?

Ответ:

О проведении плановой проверки контролеры обязаны уведомить за 3 рабочих дня до начала проверки.

О проведении внеплановой выездной проверки организацию уведомляют не менее чем за 24 часа до начала проверки любым доступным способом.

Предварительное уведомление организации не требуется при инициировании проверки в связи с фактами причинения вреда жизни и здоровью граждан, при возникновении чрезвычайных ситуаций, при нарушении прав потребителей, а также в некоторых других случаях.

Рекомендации во избежание противоправных действий контролеров и случаев мошенничества приведены ниже.

Обоснование:

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением отдельных видов надзора/контроля) регламентирует Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (часть 1 статьи 1).

Если проводится плановая проверка, то о ее проведении юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения (часть 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ).

Способ уведомления - направление копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля (часть 16 статьи 10 Закона N 294-ФЗ).

Иными словами, не менее чем за 24 часа до начала проведения внеплановой проверки юридическому лицу (ИП) должно быть известно о предстоящей проверке.

Однако уведомление о проведении внеплановой проверки требуется не всегда.

Так, проведение внеплановой выездной проверки без уведомления о ее проведении возможно в случаях, если такая проверка проводится на основании результатов анализа мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в том числе о фактах, связанных с причинением вреда жизни и здоровью людей или угрозой причинения такого вреда, о нарушении прав потребителей (если ранее потребитель уже обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к организации, однако его требования не были удовлетворены), о нарушении требований к маркировке товаров (пункт 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ). В этих случаях проверка осуществляется без предварительного извещения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Также исключения могут составлять внеплановые выездные проверки, особенности организации и проведения проверок которых, в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, устанавливаются другими федеральными законами.

Так, например, пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" установлено, что при организации и проведении мероприятий по государственному надзору в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий предварительное уведомление юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство пищевой продукции, и (или) оборот пищевой продукции, и (или) оказание услуг общественного питания, о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

А, значит, в случае внеплановой проверки по предмету обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий Роспотребнадзор (его территориальные органы) предварительно (за 24 часа) уведомлять организацию не должен.

Во избежание самоуправства инспекторов или случаев мошенничества представителям организации (ИП) следует изучить свои права и обязанности (см. статью 21 Закона N 294-ФЗ), полномочия, права и обязанности проверяющих органов, их должностных лиц (см. статьи 15, 18 Закона N 294-ФЗ), в частности, учитывать, что:

- в случае выездной проверки должностные лица должны предъявить служебные удостоверения и распоряжение (приказ) о проведении проверки. Выездная проверка всегда начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа контроля (надзора) и обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа контроля (надзора) о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения (часть 4 статьи 12 Закона N 294-ФЗ);

- следует внимательно проверять документы контролеров, сверять их с теми, что указаны в приказе (распоряжении) о проведении проверки, поскольку проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ);

- следует изучить предмет проверки и подлежащие проверке обязательные требования, изложенные в приказе (распоряжении) о проведении проверки. Если контролер требует представления документов, информации, которые не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, проверяет выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органа надзора (контроля), от имени которых действует контролер, это считается превышением полномочий и прямо нарушает положения статьи 15 Закона N 294-ФЗ;

- если положением о конкретном виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и проведения отдельных видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля предусмотрена обязанность использования при проведении плановой проверки должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля проверочных листов (списков контрольных вопросов), то предмет плановой проверки по тому или иному направлению государственного контроля (надзора) должен быть ограничен этим проверочным листом - перечнем вопросов, в него включенных; заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист прикладывается к акту проверки (части 11.1, 11.5 статьи 9 Закона N 294-ФЗ).

Обращаем внимание на то, что при проведении проверки должностные лица не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя (исключение составляют случаи причинения вреда жизни и здоровью людей, животных, объектам культурного наследия или государственной безопасности); осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю (проще говоря, требовать деньги за проведенную проверку); отбирать пробы, образцы продукции сверх норм, которые установлены стандартами, и не оформлять соответствующие протоколы отбора; превышать установленные сроки проведения проверки (не более 20 дней) и нарушать иные ограничения (статья 15 Закона N 294-ФЗ).

Следует обязательно записывать все нарушения, выявленные в ходе проверки, и в акте проверки отразить свое согласие или несогласие с результатами проверки, а также с отдельными действиями контролеров (пункт 3 статьи 21 Закона N 294-ФЗ). Это необходимо для того, чтобы обжаловать действия инспекторов и законность проверки.

Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
     Эксперт Лисицкая Ольга Сергеевна

 

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Техэксперт: Стройэксперт» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.