Консультация дня
Имеет ли право педагог-психолог образовательного учреждения оказывать платные услуги сторонним лицамВсе консультации

Имеет ли право педагог-психолог образовательного учреждения оказывать платные услуги сторонним лицам

Имеет ли право педагог-психолог образовательного учреждения оказывать платные услуги сторонним лицам

Вопрос:

В колледже имеется должность педагога-психолога, также разработано положение о социально-психологической службе для оказания психологической помощи студентам колледжа. Имеет ли право учреждение разработать положение, а педагог-психолог оказывать платные услуги сторонним лицам (имеются в виду консультации, оказание психологической помощи третьим лицам по прейскуранту)? Правомерна ли будет такая деятельность? Какие разрешительные документы необходимо иметь для оказания платных услуг по психологической помощи людям, если педагог имеет диплом о высшем образовании квалификация: психолог, преподаватель психологии по специальности "Психология"?

Ответ:

При принятии решения по вопросу необходимо учитывать следующее:

  • Образовательное учреждение вправе оказывать платные образовательные услуги, сверх задания, но только при условии, что они не оказываются вместо/взамен образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета;
  • Платные образовательные услуги - осуществление образовательной деятельности за плату, то есть реализация образовательных программ. Если услуги, оказываемые педагогом-психологом (например, по платному психологическому консультированию), не связаны с реализацией им конкретных образовательных программ, то такие услуги не являются платными образовательными услугами.

Обоснование:

Педагог-психолог - должность педагогического работника (Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678).

Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (пункт 21 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

В силу Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н, в должностные обязанности педагога-психолога входит осуществление профессиональной деятельности, направленной на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся, воспитанников в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях; оказание консультативной помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.

В соответствии с профессиональным стандартом "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)", утв. приказом Минтруда России от 24.07.2015 N 514н, обобщенная трудовая функция педагога-психолога состоит в:

  • Психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ;
  • Оказании психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления.

Психолого-педагогическая помощь в силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона N 273-ФЗ включает в себя прежде всего психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников.

Таким образом, во-первых, суть трудовой деятельности педагога-психолога состоит в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса, участников образовательного процесса (прежде всего обучающихся) в конкретной образовательной организации. Основным субъектом, на сопровождение которого направлена деятельность педагога-психолога, является обучающийся (воспитанник) образовательной организации.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями (часть 1 статьи 101 Закона N 273-ФЗ).

Бюджетные образовательные организации, в частности, также вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях (часть 3 статьи 101 Закона N 273-ФЗ).

При этом важно учитывать, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов (часть 2 статьи 101 Закона N 273-ФЗ, пункт 3 Правил оказания платных образовательных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 N 706).

Таким образом, во-вторых, образовательное учреждение вправе оказывать платные образовательные услуги, сверх задания (силами своих педагогических работников), но только при условии, что они не оказываются вместо/взамен образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.

В-третьих, необходимо понимать право образовательной организации оказывать за плату именно образовательные услуги.

Оказание психологической помощи третьим лицам по прейскуранту

"Платные образовательные услуги" - осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение (пункт 2 Правил N 706).

Образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ (пункт 17 статьи 2 Закона N 273-ФЗ), то есть комплекса основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Законом N 273-ФЗ, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (пункт 9 статьи 2 Закона N 273-ФЗ).

Договор об образовании предполагает получение образования, то есть процесс обучения по конкретной образовательной программе (часть 2 статьи 54 Закона N 273-ФЗ).

Реализует ли какую-либо образовательную программу (то есть ли осуществляет непосредственно платные образовательные услуги в терминологии Закона N 273-ФЗ и Правил N 706) педагог-психолог? Полагаем, что нет - в тех случаях, когда он осуществляет психолого-педагогическое консультирование и сопровождение данной деятельности, но не саму реализацию образовательных программ.

А поскольку образовательная деятельность представляет собой деятельность по реализации образовательных программ, то можно сделать вывод, что если какая-либо оказываемая бюджетным учреждением услуга (например, платного психологического консультирования) не связана с реализацией образовательных программ, то такая услуга не является платной образовательной услугой.

Соответственно, на наш взгляд, в качестве платных образовательных услуг услуги педагога-психолога образовательного учреждения третьим лицам (вне связи с реализацией образовательных программ) оказываться не могут, поскольку таковыми не являются.

Правда, отдельные (специальные) образовательные программы педагог-психолог исходя из Профстандарта, утв. приказом N 514н, все же правомочен реализовывать. Это дополнительные образовательные программы, направленные на развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся, образовательные программы по повышению психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья, детьми и обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетними обучающимися, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления.

В случае, если оказание платных услуг связать с реализацией педагогом-психологи данных образовательных программ, то они могут быть оказаны учреждением в качестве платных образовательных услуг (образовательной деятельности, осуществляемой за плату).

Требованием к профессиональному образованию и обучению педагога-психолога является наличие высшего образования по профильным направлениям, требования к опыту практической работы не предъявляются (Профстандарт, утв. приказом N 514н).

Оказание психологической помощи третьим лицам в качестве иных платных, необразовательных услуг, полагаем, находится за пределами трудовой функции педагога-психолога: как указано выше, он осуществляет психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в конкретной образовательной организации, кроме того, оказание психологической помощи лицам разных возрастов и социальных групп в качестве иной, необразовательной деятельности в зависимости от характера услуг может быть отнесено к компетенции других специалистов - психологов в социальной сфере (приказ Минтруда России от 18.11.2013 N 682н "Об утверждении профессионального стандарта "Психолог в социальной сфере") или медицинских психологов (а, следовательно, к лицензируемой медицинской деятельности, приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения").

Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Эксперт Лисицкая Ольга Сергеевна

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник юриста» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.