Консультация дня
Экспертиза соответствия СП 2.1.4.2625-10Все консультации

Должен ли ФБУЗ Роспотребнадзора быть аккредитован на экспертизу соответствия СП 2.1.4.2625-10

Вопрос:

По решению суда организовали работу по разработке Проекта 1 пояса ЗСО гидроузла в соответствии с требованиями СП 2.1.4.2625-10. Проект был направлен (по договору за плату) на санитарно-эпидемиологическую экспертизу в ФБУЗ (данное ФБУЗ указано в приложении 2 к Административному регламенту Роспотребнадзора по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов сан.-эпид. экспертиз..., утв. приказом Роспотребнадзора от 18.07.2019 N 775). ФБУЗ выдало положительное экспертное заключение на соответствие Проекта СанПин 2.1.4.1110-02, которое вместе с Проектом направили в терр. орган Роспотребнадзора по тому же субъекту. Терр. орган РПтрбН выдал отрицательное заключение, сославшись среди прочего на отсутствие в экспертном заключении оценки соответствия Проекта требованиям СП 2.1.4.2625-10. Мы задали вопрос в ФБУЗ, на что ФБУЗ ответило, что у них нет соответствующих полномочий (аккредитации) на экспертизу соответствия Проекта требованиям СП 2.1.4.2625-10, что при аккредитации такого СП не было в перечне.

Должно ли ФБУЗ быть аккредитовано на экспертизу соответствия всем сан.-эпид. нормам и правилам РФ? Правомерен ли отказ ФБУЗ в экспертизе на соответствие СП 2.1.4.2625-10? Ведь СП 2.1.4.2625-10 официальный документ, зарегистрированный в Минюсте, в котором указано, что источники водоснабжения находятся в четырех субъектах РФ. И данное ФБУЗ осуществляет деятельность по субъекту, указанному в СП.

Ответ:

При принятии решения по вопросу о полномочиях ФБУЗ на выдачу экспертного заключения о соответствии проекта 1 пояса ЗСО гидроузла Московского водопровода требованиям СП 2.1.4.2625-10 "Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г.Москвы" (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2010 N 45) необходимо учитывать следующие обстоятельства.

Обоснование:

В предоставлении государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений участвуют помимо Роспотребнадзора (его территориальных органов) организации данной Службы, сведения о местонахождении которых приводятся в приложении N 2 к Административному регламенту Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений, утв. приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 N 775.

При этом в силу пункта 1 статьи 42 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться юридическими лицами, только если они аккредитованы в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

В свою очередь, экспертное заключение удостоверяет соответствие (несоответствие) предмета санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, техническим регламентам (пункт 2 Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, утв. приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224).

Та или иная сфера деятельности юридического лица составляет область его аккредитации (пункт 9 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации"), в свою очередь, описание области аккредитации предполагает наличие конкретного перечня документов, технических регламентов, устанавливающих требования в данной сфере.

Следовательно, применительно к рассматриваемой ситуации можно говорить о том, что область аккредитации ФБУЗ (центра гигиены и эпидемиологии), уполномоченного на подготовку экспертного заключения в отношении проектной документации на 1 пояс ЗСО гидроузла Московского водопровода, должна включать указание на Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.1.4.2625-10 "Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г.Москвы" (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2010 N 45).

Проект ЗСО Московского водопровода с программой санитарно-противоэпидемических мероприятий согласовывается, утверждается и реализуется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации с учетом расположения водоисточников на территории четырех субъектов Российской Федерации: город Москва, Московская, Смоленская, Тверская области (пункт 1.1.3 СП 2.1.4.2625-10).

В соответствии с пунктом 2.7 СП 2.1.4.2625-10 государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением режима ЗСО, за выполнением предусмотренных санитарно-противоэпидемических мероприятий, а также контроль качества воды источников водоснабжения осуществляется в пределах:

  • 1А и 1Б поясов ЗСО станций водоподготовки и 1 пояса гидроузлов - органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор в г.Москве;
  • 2 пояса ЗСО станции водоподготовки и 2 пояса ЗСО гидроузлов - органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Московской, Тверской и Смоленской областях по территориальному принципу.

Таким образом, полномочия органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, разделяются как в зависимости от режима пояса ЗСО гидроузлов (первый или второй), так и по территориальному принципу. В частности, в границах 1 пояса ЗСО гидроузлов полномочия осуществляют органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор в г.Москве, и, соответственно, подведомственные им организации - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве".

Если для экспертизы проекта 1 пояса ЗСО гидроузла было верно (в соответствии с вышеизложенным разграничением полномочий) выбрано подведомственное учреждение, не ясно, на каком основании заявлены аргументы об отсутствии у него полномочий (аккредитации) по экспертизе на соответствие СП 2.1.4.2625-10. При таких обстоятельствах, полагаем, отказ нельзя считать обоснованным.

Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Эксперт Лисицкая Ольга Сергеевна

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник юриста» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.